О журналистике снято достаточно много фильмов, среди которых есть безоговорочно прекрасные кинопроизведения, как «Вся президентская рать» или «В центре внимания». Лучшие киноленты об этой профессии повествуют о больших журналистских расследованиях, произошедших в действительности. В своем новом фильме «Секретное досье» Стивен Спилберг как раз рассказывает об одном из таких нашумевших дел.
По сюжету картины секретное досье с шокирующими материалами-компроматами о войне во Вьетнаме попадает в руки журналистов The New York Times, которые публикуют статьи и сразу же сталкиваются с угрозами судебного разбирательства и возможных серьезных мерах в отношении издания. Однако чуть позже секретные бумаги оказываются и у журналистов газеты The Washington Post, переживающей не лучшие времена. Те в срочном порядке берутся за дело, печатая статьи, чтобы максимально скоро поведать о страшной правде гражданам США. Но с самого верха однозначно дают понять, что публикация материалов крайне нежелательна и может аукнуться всем, кто к этому причастен. Более того, юристы The Washington Post предупреждают издательницу Кэтрин Грэм и главного редактора Бена Брэдли, что выход содержащих данные из досье статей может стоить им свободы. Грэм оказывается перед сложнейшим выбором: пойти на поводу у властей и скрыть правду от миллионов американцев или оставаться верной профессиональному долгу, несмотря на угрозы и риск оказаться за решеткой, перечеркнув судьбу газеты.
События подаются с двух перспектив. С одной стороны, перед нами журналисты The Washington Post с главным редактором Беном Брэдли. Они отчаянно и самоотверженно стараются сделать все, чтобы скрытая государством правда о войне во Вьетнаме все-таки добралась до обычных людей, в том числе тех, кто теряет теряет родных из-за геополитических амбиций управленцев, выстраивающих внешнюю политику США. С другой – издательница Кэтрин Грэм, к которой окружающие ее большие шишки относятся с некоторым пренебрежением. Не в последнюю очередь просто из-за того, что она женщина. Хоть Грэм и не выбирала этот тяжелый профессиональный путь издателя по собственной воле, а получила управление газетой по наследству как семейное дело, но в своем отношении к The Washington Post и великой цели настоящей журналистики она проявляла себя максимально ответственно. Это с трепетом показывает Стивен Спилберг и сценаристы, аккуратно лавируя между профессиональной и личной жизнью героини.
Действующие лица истории воплощены на экране великолепным актерским ансамблем. Здорово себя проявляет звезда сериалов «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» Боб Оденкерк, исполняющий одного из журналистов издания. Как всегда безукоризненны в своем мастерстве Мерил Стрип и Том Хэнкс, перформанс которого при просмотре с оригинальной звуковой дорожкой еще эффектнее, ведь дважды оскароносный актер прекрасно имитирует манеру речи главного редактора газеты Бена Брэдли.
Повествование в ленте Спилберга обрамлено не столь мрачными красками, как в других знаковых лентах о знаменитых журналистских делах, вроде уже упомянутых фильмов «Вся президентская рать» Алана Пакулы и «В центре внимания» Тома МакКарти. Тут даже находится место, например, шуткам, которые временами разбавляют нарастающее напряжение. С одной стороны, это помогает авторам более мягко подавать зрителям историю, но в то же время, к сожалению, делает фильм не столь монументальным и лишает захлестывающей густой атмосферы тяжелого журналистского расследования, чем так здорово выделяются картины Пакулы и МакКарти.
Конечно, подобные фильмы предназначены далеко не для всех. Их нельзя назвать универсальным кино, ведь для того, чтобы оценить по достоинству героизм работников The Washington Post и весь драматизм показанной истории, нужно понимать суть общественно значимых журналистских расследований, к которым некоторые по тем или иным причинам относятся предвзято. И если осознать этот подвиг, то под призмой работы журналистов американской газеты каждый из зрителей легко может найти образец для столь же самоотверженных поступков в собственной профессии, какой бы она ни была.
Разве мог фильм Стивена Спилберга с таким внушительным актерским составом во главе с Мерил Стрип и Томом Хэнксом оказаться неудачным? Весьма маловероятно. Так и оказалось. «Секретное досье» – еще один достойный памятник журналистам с большой буквы, отважившимся донести страшную правду вопреки реальной угрозе карьерным перспективам и свободе. Возможно, памятник не такой реалистичный и щепетильный к профессиональным деталям. Однако если вам понравились значимые фильмы Алана Пакулы и Тома МакКарти о серьезных журналистских расследованиях и/ или вы хотите чего-то более легкого на схожую тему, картина Спилберга вполне заслуживает оказаться в центре вашего внимания.