В Лос-Анджелесе прошла юбилейная 90-я церемония вручения наград Американской киноакадемии. На этот раз мероприятие прошло гладко и без «конвертгейтов». Победители во многих категориях оказались настолько предсказуемы, что почти любой неравнодушный к кино зритель мог угадать лауреатов, лишь бегло взглянув на список номинантов.
Лучший фильм: победитель и побежденные
Несмотря на то, что в этом году был как никогда сильный список номинантов в категории «Лучший фильм» (арт-блокбастер, две романа взросления, сатирический триллер, яростная социальная драма, пара политических драм и изысканная мелодрама) ярче всего выделились три картины: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Дюнкерк» и «Форма воды», которая и забрала заветную статуэтку. Таким образом в копилке ленты мексиканского режиссера Гильермо дель Торо не только один из главных фестивальных призов («Золотой лев» Веницианского кинофестиваля), но и главная награда Американской киноакадемии. Как пошутил ведущий церемонии Джимми Киммел об этой картине: «Этот год мы запомним как год, когда мужчины так сильно облажались, что женщины стали встречаться с рыбами». Удивительно, но эта странная сказка для взрослых про немую уборщицу и монстра-амфибию смогла заполучить такой теплый прием у критиков и членов киноакадемии – 13 номинаций и победа в 4 из них. Видимо, академики посчитали, что именно в «Форме воды» ярче всего проявилась главная добродетель современности – разнообразие, – за которую они так ратуют. И правда, в фэнтезийной оболочке это разнообразие заметнее всего.
Зрелищному «Дюнкерку» Кристофера Нолана достались утешительные призы в технических категориях – сведение звука, звуковые эффекты и монтаж. Это, конечно, лучше, чем ничего, но эта картина явно заслуживает большего признания, а вышеперечисленными наградами она могла бы поделиться с «Малышом на драйве» или восьмой частью «Звездных войн».
Если бы давали приз зрительских симпатий, то в этом году он точно бы ушел к бескомпромиссной ленте «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны. Однако картине приходится довольствоваться двумя заслуженными актерскими «Оскарами». Главный фаворит зрителей и экспертов Сэм Рокуэлл ожидаемо обошел и самого пожилого номинанта в истории премии, 88-летнего Кристофера Пламера, и Уиллема Дефо с Ричардом Дженкинсом, и своего коллегу по «Трем билбордам» Вуди Харрельсона и получил приз за «Лучшую мужскую роль второго плана». А Фрэнсис МакДорманд удостоилась золотой статуэтки за «Лучшую женскую роль».
«Призрачная нить» осталось довольствоваться только наградой за «Лучшие костюмы». Видимо, члены киноакадемии решили, что фильм о лондонском кутюрье заслуживает победы только в этой категории, что весьма печально – фильм куда больше, чем просто история о нарядах и истории их создания. Впрочем, Полу Томасу Андерсону не привыкать. Его фильмы почти всегда получают номинации на «Оскар», но никогда не выигрывают – слишком уж нестандартные фильмы он снимает.
Ленты «Зови меня своим именем» и «Прочь» тоже не ушли без наград. Они получили статуэтки за сценарии – адаптированный и оригинальный соответственно. Кстати, получивший премию «Оскар» за сценарий к фильму «Прочь» Джордан Пил стал третьим в истории церемонии, удостоившимся номинации сразу в трех главных категориях – за лучший фильм, сценарий и режиссуру. Невероятный успех для режиссера-дебютанта!
Совсем без ничего остались «Леди Берд» Греты Гервиг (единственной номинированной в этом году женщины-режиссера) и «Секретное досье» Стивена Спилберга. Первая лента – слишком камерная и независимая, по меркам «Оскара», история, вторая – профессионально сделанная, но чересчур традиционная картина. Кажется, что «Секретное досье» получило номинацию исключительно из уважения перед заслугами снявшего его Стивена Спилберга.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Форма воды»: Принцесса и амфибия
Рецензия на фильм «Дюнкерк» Кристофера Нолана
Рецензия на фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»: Верхи не могут, низы не хотят
Рецензия на фильм «Призрачная нить»: Укрощение строптивой музы
Рецензия на фильм «Зови меня своим именем»: Как я влюбился этим летом
Рецензия на фильм «Прочь»: Хоррор, гротеск и социальное неравенство
Рецензия на фильм «Секретное досье»: Лучше горькая правда
Лучший режиссер
Для мексиканского режиссера Гильермо дель Торо прошедший год стал самым успешным за всю его карьеру. Судите сами: удача улыбнулась ему трижды – именно столько наград за режиссуру ему принесла «Форму воды». Таким образом, он повторил успех своих давних товарищей и коллег, мексиканских режиссеров Альфонсо Куарона («Гравитация») и Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Бердмэн» и «Выживший»). Триумф мексиканских режиссеров продолжается, что не может не радовать – ведь тени в американо-мексиканских отношениях продолжают сгущаться.
Лучший фильм на иностранном языке
К сожалению, Андрей Звягинцев снова остался без «Оскара». Его «Нелюбовь» уступила чилийской ленте Себастьяна Лелио «Фантастическая женщина», уже отмеченной несколькими призами на Берлинском кинофестивале. Награждение непростой истории о женщине-трансгендере (поменявшем пол мужчине) можно было бы посчитать политическим и «компромиссным» решением, как будто одним махом отметили и латиноамериканское кино, и кино о меньшинствах, но это не так. Критики отмечают, что это глубокая психологическая драма, без намеков на пошлость и желание спекулировать на провокационную тему.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Нелюбовь»: Поиск без конца
Лучший мультфильм и лучшая песня
И снова здесь присутствует латиноамериканский, а точнее, мексиканский след, а все потому, что победителем стала «Тайна Коко» от студии Pixar и режиссеров Ли Анкрича и Эдриана Молины. У Анкрича за плечами уже есть один анимационный «Оскар» за ленту «История игрушек: Большой побег». В том, что эта трогательная история о памяти поколений и семейных ценностях одержит победу, никаких сомнений не было, как и в том, что симпатичная заглавная песня «Remember me» возьмет «Оскар» в своей категории. «Тайна Коко» - самый яркий анимационный фильм прошлого года, поэтому он с легкостью обошел другие студийные мультфильмы («Босс-молокосос», «Фердинанд») и авторские («С любовью, Винсент», «Добытчица»).
Читайте также:
Рецензия на фильм «Тайна Коко»: Мексиканский шедевр Pixar
Рецензия на фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент»: Кино, подражающее живописи
Лучший документальный фильм
Лауреатом в этой категории стал спродюсированный Netflix «Икар» Брайана Фогеля, фильм о допинговом скандале в российском спорте. Тут тоже без сюрпризов – именно этому фильму прочили победу абсолютное большинство экспертов. Академики любят подобные журналистские расследования о скандальных разоблачениях. После недавно завершившейся Зимней Олимпиады в Пхенчхане фильм на подобную тематику вряд ли появится в отечественном прокате, так как рискует разбередить не успевшую зажить душевную рану у неравнодушных к спорту российских зрителей.
Лучший актер и актриса
Все-таки не зря Гари Олдман лично просил заслуженного мастера по гриму Кацузиро Цудзи поработать вместе над созданием образа Уинстона Черчилля в фильме «Темные времена» Джо Райта. Обоим эта работа принесла по заветной награде. Каждый, кто видел невероятное перевоплощение Олдмана в британского премьер-министра, скажет, что «Оскар» за эту работу – дело уже решенное.
Не вызывала сомнений и победа актрисы из «Трех билбордов» Фрэнсис МакДорманд (это ее второй «Оскар»), сыгравшей своенравную и решительную Милдред Хейс, с помощью радикальных мер пытающуюся заставить полицию искать виновных в смерти ее дочери.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Темные времена»: Театр одного актера
Лучшая операторская работа
В этом году впервые номинантом в данной категории стала женщина-оператор Рэйчел Моррисон за фильм «Ферма "Мадбаунд"», однако ее обошел более опытный и именитый коллега – Роджер Дикинс, который был номинирован до этого аж 13 раз (подробнее о нем и его работах можно прочитать здесь). И вот 14-я номинация принесла ему заслуженную награду. «Бегущий по лезвию 2049» - самый спорный фильм прошлого года, однако за визуальную часть его никто ругать не станет, поэтому победа Дикинса не вызывает вопросов.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»: Долгая дорога в никуда
7 причин посмотреть фильм «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева
Лучший саундтрек
Помимо главных наград за режиссуру и лучший фильм года «Форма воды» дель Торо отхватила и «Оскар» за лучшую музыку к фильму, которую написал французский композитор Александр Депла. У Депла получилась удивительная музыка, одновременно романтичная и тревожная, прекрасно дополняющая общую сказочную атмосферу фильма. Правда, именно в этой категории хочется поспорить с академиками – ведь саундрек к «Призрачной нити», написанной Джонни Гринвудом тоже чудо как хорош. Жаль, что нельзя присудить победу сразу двум композиторам.