Если в 60-х музыкантам достаточно было снять десяток аккордов, в 70-е - знать назубок десяток зубодробительных соло, то в 80-е, с началом эпохи MTV, уже надо было быть звездами не только сцены, но и экрана. Это быстро поняли не только на Западе, но и в СССР. Конечно силы (и, главное возможности) были неравны, и по этой причине напрямую сравнивать уровень отечественных и западных клипов было бы некорректно. Однако многие из этих слегка наивных роликов неплохо смотрятся и сейчас – в том числе и как своего рода музыкальный слепок того смутного и веселого времени. Soyuz.Ru вспоминает некоторые из наиболее ярких и запоминающихся примеров отечественного клипмейкерства.
Александр Градский - "Don't Be Funny (I Don't Believe)”
(1986)
Первыми стилистику видеоклипа начали осваивать официальные артисты, одним из которых к середине 80-х стал Александр Градский. Несмотря на репутацию патриарха рок-музыки на русском языке, первым клипом с его участием стал пародийный англоязычный номер в юмористической программе «Веселые ребята», один из выпусков которой был посвящен современной музыке. У команды Андрея Кнышева не было многомиллионных бюджетов, зато было все в порядке с чувством юмора и фантазией – итогом их работы стал забавный ролик, с серьёзным влиянием британских «весёлых ребят» из телешоу «Монти Пайтон». Видеоколлаж, в технике которого выполнен клип, хорошо смотрится до сих пор, а на использованных в нем фото можно увидеть не только хрестоматийных битлов, но и таких нетривиальных «гостей», как The Band, Вэн Моррисон и Бо Диддли.
Алла Пугачева - «Делу время»
(1985)
Не отстала от Градского и примадонна советской эстрады: если ее ранний клип, «Арлекино», выигрывал просто за счет артистизма и молодого задора, будучи обычным исполнением песни в декорациях метро, то ролик «Делу время», снятый на песню Раймонда Паулса на стихи Ильи Резника, уже больше походил на клип в западном понимании. Образ замученной соседями женщины пришелся на Аллу Пугачеву как влитой, а клип до сих пор нет-нет да и мелькнет по ТВ. И между прочим, в клипе даже есть свой сюжетный поворот: как говорится, смотреть до конца!
Александр Барыкин «Программа передач на завтра»
(1985)
Впервые шуточная песенка Игоря Николаева на стихи Валерия Сауткина прозвучала в новогоднем «Голубом огоньке» наступающего 1985 года: говорят, поначалу авторы предлагали спеть ее все той же Пугачёвой, но та отказалась. Воистину, все, что ни делается, к лучшему - всесоюзная слава пришла к Барыкину сразу после этой песни и стала прологом к нескольким столь же популярным хитам: «20-00», «Аэропорт», «Букет»... Кто-то скажет, что все это совершенно не рок, и будет прав, но какая в сущности разница?
«Браво» - «Ленинградский рок-н-ролл»
(1986)
Хотя «Браво» всегда были группой прежде всего московской, их нетипично веселая музыка сбивала многих с толку и заставляла думать, что Хавтан сотоварищи нагрянули в столицу из Питера. На эту легенду работали и обстоятельства - первые гастроли, они же и съемки, состоялись на дискотеке «Невские звезды», а одним из первых клипов, показанных все в той же программе Андрея Кнышева «Веселые ребята», стала задорная песенка, посвященная рок-н-роллу из тогда еще Ленинграда.
«Машина времени» - «В добрый час»
(1986)
Сборник песен разных лет «В добрый час» стал первым официальным диском «Машины времени», но саму группу отнюдь не обрадовал. «Я приехал с гастролей, прочитал инвентарный номер, названия песен. Поспешил на «Мелодию» и чудом успел исправить название альбома», - жаловался впоследствии Макаревич. Столь же бардачны, по его словам, были и съемки клипа на заглавную песню - режиссер даже не знал количества куплетов в песне, а сам клип смотрится довольно скучно на фоне того, что вытворяли тогда же западные коллеги. И все же это кусочек мозаики, без которого история видеоклипов эпохи СССР была бы, наверное, неполной, а оптимизм песни по-прежнему заразителен.
Бонус: Заметно более «артовый» клип «Машины времени» на песню «Если бы мы были взрослей»:
«Секрет» - «Ленинградское время»
(1989)
Страна бурлит: в литературу возвращаются запретные прежде имена эмигрантов, повесть о валютной проститутке в журнале «Аврора» выходит миллионными тиражами, в печати и на кухнях серьезно обсуждается вопрос, могут ли называться выборами выборы, в которых участвует один только блок коммунистов и беспартийных… Петь песенки об Аринах-балеринах и мажорные рок-н-роллы становилось уже как-то несерьезно, и группа «Секрет», оседлав волну, выпустила одну из самых зубастых своих песен в формате видеоклипа: накрашенные девочки в мини садятся в такси, милиционеры с овчарками совершают обход, а сама группа играет песню в пустынном метро. Жесткая, неуютная картинка, наивный по нынешним меркам сюжет в духе “cinema-verite” и саркастичное исполнение Максима Леонидова, пожалуй, говорят о времени больше, чем тома исследований.
Секрет - «Домой!»
(1989)
Еще одна песня «Секрета», вышедшая в том же году и на той же пластинке - в противовес предыдущему клипу, энергия и веселье здесь буквально брызжут с экрана, а многие гитаристы, вероятно, продали бы душу за умение писать риффы, подобные тому, что выдал гитарист Андрей Заблудовский. И как ни доказывай, что хочется писать жестче и социальнее, а битловские корни никуда не денешь.
«Аквариум» - «Поезд в огне»
(1988)
И все же первым полноценным рок-клипом многие считают тот, что был снят весной 1988 года для ленинградской телепрограммы «Открытая дверь» под руководством Сергея Дебижева. Злободневная песня, в которой БГ назвал многое своими именами, не ударяясь в символизм, тут же разошлась на цитаты и стала одной из самых известных песен «Аквариума» - и, как часто бывает со шлягерами, совершенно не отразила сути гребенщиковского творчества. Как бы там ни было, на фоне любительщины тех лет эти съемки смотрятся и сейчас.
«Кино» - «Видели ночь»
(1985)
Джоанна Стингрей стала для Ленинградского рок-клубачем-то вроде моста на Запад в те времена, когда о заграничных поездках можно было только мечтать. Доставив в Питер массу аппаратуры и познакомив Запад с русским роком с помощью «Красной волны», она стала и режиссером одного из первых клипов группы «Кино», в котором даже любительская съемка не мешает насладиться одной из лучших песен Виктора Цоя.
«Алиса» - «Мы вместе»
(1987)
Песня «Мы вместе» стала не только первым большим хитом группы «Алиса», но и основой для клипа, прорвавшегося на сверхпопулярную тогда программу «Взгляд»: бунтарство и буревестничество Кинчева явно пришлось по душе Листьеву, Любимову и остальным авторам передачи. Сам же клип, вопреки зверино-серьезному тексту, тоже явно подцепил бациллу высмеивания - музыканты даже не пытаются изображать игру на инструментах под фонограмму, а изобретательный монтаж и фильтры изображения вполне заменяют компьютерную графику.
«Лимонадный Джо» - «Стой, кто идет»
(1988)
Когда с экрана можно стало петь все что угодно, на свет появилась целая поросль команд, которым явно не давали покоя лавры Салтыковых-Щедриных на современный лад. Одной из них стала кантри-роковая команда Валерия Шаповалова, под развеселой музыкой которой скрывалась зубастая пасть сатиры. Песенка, высмеивавшая сразу всю систему запретов ветшающего советского государства, появилась не где-нибудь, а в программе «Утренняя почта», а яркий видеоряд с пластилиновой анимацией и запоминающийся мотив обеспечил песне долгую жизнь.
«АВИА» - «Я не люблю тебя»
(1988)
По распространенной версии, название группы «АВИА» расшифровывается как «Анти-ВИА»: взяв на вооружение эстетику раннесоветского конструктивизма и парадов физкультурников, приправив ее буффонадой, пантомимой и музыкой в диапазоне от марша до хард-рока, бывшие музыканты группы «Странные игры» Николай Гусев, Алексей Рахов и Александр Кондрашкин создали ни на что не похожую команду.
«Мы тогда были искренне увлечены советским авангардом 1920-х — конструктивизмом, театром Мейерхольда, индустриальной музыкой и так далее, - вспоминает Гусев. - Но это ни в коей мере не пародия. Это балансирование на грани уважительного и иронического отношения. А вообще же, что касается обличительной стороны, «Авиа» — это история про бессмертный человеческий идиотизм, который никуда не девается и всегда жив».
«Дети» - «Всё, я сказал»
(1988)
Попали под огонь сатиры и собственные рок-клубовские команды: группа «Дети» сделала ставку на откровенно стебные тексты и выстрелила сразу двумя хитами, первый из которых, «Три аккорда», спустя несколько десятилетий дал имя одной из музыкальных передач на первом канале. А второй - «Все, я сказал» - высмеивает глубокомысленность текстов песен с берегов Невы, и запоминается не хуже оригинала. Забавный ролик, снятый на фоне кирпичной стены, обнаруживает легкое влияние зарубежного аналога. Клип на песню "When We Was Fab" Джорджа Харрисона вышел за год до этого.
«Агата Кристи» - «Канкан»
(1990)
Братья Самойловы стали звездами всероссийского масштаба лишь в лихие 90-е, однако успех их музыки со всеми ее характерными чертами ковался в 80х, на площадках Свердловского рок-клуба. Блестящее тому подтверждение - клип на песню «Канкан», снятый режиссером Кириллом Котельниковым и ставший частью уникального документального фильма о свердловском роке под названием «Сон в красном тереме».
Разные исполнители - «Замыкая круг»
(1988)
Восьмидесятые стали и временем разного рода «сборных солянок»: в 1985 году группа ведущих британских артистов собралась на запись благотворительного сингла “Do They Know It’s Christmas”, ответом на который в Америке стала легендарная “We Are The World”. А в новогоднюю ночь 1988 года в телеэфире появилась песня, написанная Крисом Кельми и Маргаритой Пушкиной, на запись которой собрались решительно все - от вездесущих Александра Г. и Андрея М. до совершенно не рокового Сергея Минаева, от Константина Никольского и Ованеса Мелик-Пашаева до будущей звезды шоу «Голос» Андрея Давидяна. Заразительный, трогающий и по сей день энтузиазм исполнителей, выложившихся на записи не хуже заокеанских коллег, великолепная мелодия и текст - в общем, тот редкий случай, когда отечественный производитель не уступает западному аналогу.