На экраны выходит новая картина британского режиссера Джеймса Марша, чья лента «Вселенная Стивена Хокинга» в 2014 году прославила его на весь мир. На этот раз, уже попробовав себя в жанрах документалистики («Человек на проволоке»), биографии («Вселенная Стивена Хокинга») драмы и триллера («Тайный игрок), Марш возвращается к теме «настоящих людей» и пытается рассказать об их судьбе со своей точки зрения.
Картина повествует об английском яхтсмене-любителе и предпринимателе Дональде Кроухерсте (Колин Ферт), который никогда в своей жизни не уплывал дальше Тинмута (графство Девон). В 1968 году, после объявления газетой The Sunday Times очередной кругосветной гонки «Золотой глобус», он решает осуществить мечту своей жизни, при этом рискнув всем, чем только можно. Однако уже вскоре после отплытия Дональд понимает, что он не способен выиграть гонку. Под натиском общественности и собственного безумия он задумывает аферу...
Режиссер сразу же приглашает зрителя в свою Англию конца 60-х годов XX века, солнечную и полную авантюр. Здесь создают невероятные изобретения, уплывают в кругосветное путешествие или радуются небольшому количеству слов, опубликованных в лондонской газете. Джеймс Марш отбрасывает серость, монотонность и безнадежность – несмотря на то, что главный герой ленты никогда не зарабатывал особо много денег, хотя ему надо как-то поддерживать жену и троих детей. «Свингущий Лондон» добрался и до «периферийного» Тинмута — именно такой атмосферой режиссер окружает всех действующих лиц на протяжении первой половины фильма. Позже с легкой подачи сценариста Скотта З. Бёрнса настроение омрачается, и на первый план выходят безумные мысли, галлюцинации и отчаяние главного героя.
Российские дистрибьюторы выбрали неправильную стратегию, надеясь «продать» это кино «любому зрителю», преподнося это как некую историю одного путешествия, такого приключенческого триллера, хотя лента Марша таковой не является. У фильма «Гонка века» есть своя определенная аудитория, и она намного уже, чем определили маркетологи. У лент Марша публика особая – режиссер как бы отождествляет зрителей с собой, и для них он и работает. Присутствие в фильме лучших британских актеров не говорит о масштабности картины, фильм так и остается камерной драмой о человеке, чья история требует огласки, например, в рамках кино. Колин Ферт, Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Кен Стотт, Марк Гейтисс (здесь должна быть шутка про «британскую коммуналку») доверяются режиссеру, а при пересечении главных сюжетных линий пытаются сбалансировать повествование.
Джеймс Марш снимает драму, начиная с мотива надежды и легкости бытия и заканчивая бессилием человеческой души. Режиссер глубоко проникает в стихийность неосознанных Дональдом до конца мыслей, чтобы проявить, как старую кинопленку, доводы и побуждения, которыми он руководствовался в страшные моменты безысходности. Помутнение рассудка, галлюцинации, безумство показаны очень осторожно, без гиперболизации, лаконично и стилизованно. Все-таки Англия у Марша остается солнечной даже в самые мрачные моменты.
«Англия, которая не сдается» — так называет Дональда его будущий пресс-агент при первой встрече. Безрассудная храбрость Кроухерста, о которой потом напишут все газеты, увы, оказывается ложью. Это была погоня за славой, за мечтой, слепой верой, что он является чем-то большим, а не просто бедным предпринимателем. В поддержку Дональда вступает его жена Клэр Кроухерст в исполнении Рэйчел Вайс. Из всех действующих лиц Клэр является самым сильным героем в этой «гонке». Не первый раз Джеймс Марш уделяет особое внимание женским персонажам. Так, Фелисити Джонс сыграла супругу Хокинга в фильме «Вселенная Стивена Хокинга», которой пришлось столкнуться с невероятными трудностями после того, как у мужа проявился боковой амиотрофический склероз. Как персонаж миссис Кроухерст окружена элементами героического и реалистического пафоса. Она – единственный человек, в котором осталась капля человечности и здравомыслия в этой непростой «гонке».
Дональд Кроухерст, бегущий за славой, изначально обрек себя на тяжелое испытание, зная, что его новомодная лодка не выдержит кругосветного путешествия. Но уже первые общественные «резонансы», грамотно контролируемые его пресс-агентом, не разрешили ему уйти с намеченной дистанции. Когда отказ от участия стал невозможным, осознавая собственное поражение, Дональд начал врать о своем местоположении, чтобы не казаться «сильно побежденным». Эти махинации превратили его в настоящую сенсацию, которой пользовались все СМИ, делая из него звезду. Под тяжестью лжи, громких заголовков о рекордах, тоски по дому и семье Дональд Кроухерст теряет рассудок.
У Марша Кроухерст все-таки слишком романтичный герой, обделенный «реальностью бытия», живущий в своих иллюзиях, не ценящий настоящего. Несмотря на все это, режиссер со сценаристом просто хотят поставить точку в его истории, отпустить его грехи. Об этом просил сам Кроухерст, описывая свои чувства в бортовых журналах. «Единственный их грех. Сокрытие грехов» — осознает главный герой, «возвращаясь к жизни» и называя это Благодатью.
The Mercy — оригинальное название картины, которое так и переводится - «Благодать». Значение этого слова проносится сквозь долгие монологи Дональда. Колин Ферт дает фактически театр одного актера. Несмотря на драматический пафос и мелодраматику в финале, фильм оставляет после себя много вопросов из-за неровности повествования и большого количества сюжетных линий, которые не всегда умело дополняют образ Кроухерста. То же и с персонажами - их много, а фабула одна. Ни сценаристу, ни режиссеру, ни актерам не хватает времени раскрыть своих героев и их мотивы. Зритель не видит полной картины из-за разложенных по разным углам историй. Создается впечатление, что драматургически фильм богат большим количеством событий, чем это показано на экране. Параллельные линии не доходят до собственного катарсиса, метафорично удлиняя хронометраж картины, напрасно растягивая историю.
Режиссер, увлеченный психологизмом главного героя, стилизацией под конец 60-х годов и сильным женским персонажем, заканчивает картину с надеждой на возвращение той старой Англии, которая погибла под натиском общественного слова. Однако, кажется, она все-таки никогда не вернется.