У фильма «Мумия» (1999), которому в 2024 году стукнуло 25 лет, на удивление сложная история. Кажется, он отхватил все возможные затруднения, какие только могут возникнуть: от кризиса идей и до экстремальных условий съемок. Причем если бы студии Universal вовремя не подвернулся режиссер Стивен Соммерс, то фильма, полюбившегося многим зрителям, могло и вовсе не быть. В «Мумии» есть многое: антураж древнего Египта, лихой сюжет, отличная «химия» между героями и остроумный юмор. Но и за кадром осталось не меньше – и даже если вы смотрели «Мумию» десяток раз, этот фильм найдет, чем вас удивить.
Арнольд Вослу чувствовал себя «погребенным заживо»
Мумификация по всем правилам
Быть похороненным заживо в компании плотоядных скарабеев – такая незавидная участь ожидала верховного жреца Имхотепа, которого сыграл Арнольд Вослу. И в какой-то мере актер ощутил «прелести» погребения, пока его тщательно пеленали по всей науке – как настоящую «мумию», причем на весь процесс ушло порядка четырех часов.
Вослу рассказывал:
«[Эта сцена] была, пожалуй, худшим, что мне пришлось делать в фильме. Меня обернули бинтами с ног до головы так, что я едва мог дышать. Потом меня поместили в гроб. Сам эпизод длится всего 20 секунд, но ощущения были ниже среднего».
Судя по сцене, где повязки накладывают на лицо актера, он прочувствовал весь ужас положения Имхотепа.
Брендан Фрейзер чудом избежал смерти
Речь о трюке с виселицей
Как и Арнольду Вослу, Брендану Фрейзеру в определенный момент съемок «Мумии» пришлось, мягко говоря, туго – только в его случае все было куда серьезнее. Все из-за сцены, где Рика О'Коннелла казнят на виселице. Фрейзер решил исполнить этот трюк сам, без дублера. В теории трюк должен был выглядеть так: виселицу приводят в действие, ноги актера повисают в воздухе, но петля на шее не затягивается благодаря страховочному тросу, спрятанному под одеждой актера, который берет нагрузку на себя (обратите внимание на его как бы «приподнятые» плечи в этой сцене). В итоге, когда ноги Фрейзера повисли в воздухе, длина страховочного троса оказалась чуть больше длины петли, он оказался бесполезен, и петля затянулась на шее актера. Он стал задыхаться. Рэйчел Вайс позднее вспоминала, как у нее на глазах Фрейзер «чуть не умер»:
«Он буквально перестал дышать, и его пришлось реанимировать».
Почему у восставшей мумии было плохое зрение
Поднимите мне диоптрии
Будучи развлекательной приключенческой фантастикой с элементами боевика, то есть «легким жанром», «Мумия» при этом обладает вполне себе проработанными сюжетом и «лором». Однако в числе «сюжетных дыр» называли момент, когда Имхотеп принимает Эвелин Карнахан за свою возлюбленную Анк-су-намун. На первый взгляд это и правда странно – ведь ни актрисы Рэйчел Вайс и Патрисия Веласкес, ни их героини совершенно не похожи. Дело в том, что, восстав из мертвых, Имхотеп похитил глаза Бернарда Бернса (Так Уоткинс), который без очков все равно что слеп. Таким образом Имхотеп «приобрел» отвратительное зрение бедняги. Из-за этого же Имхотеп щурится, когда впервые видит Эвелин: он догадывается, что перед ним красивая темноволосая женщина, и сразу думает и говорит о своей «даме сердца» – Анк-су-намун.
Исторические и фактические неточности в «Мумии»
Кем на самом деле был Имхотеп, как правильно читать иероглифы и про котиков
С историей и мифологией Древнего Египта «Мумия» обращается вольно – впрочем, для блокбастеров это обычное дело. В Древнем Египте действительно жил и трудился Имхотеп – но он был не злобным жрецом, занимавшимся черной магией, а прославленным ученым и архитектором, построившим шестиступенчатую пирамиду фараона Джосера в Саккаре. Сейчас эта пирамида считается древнейшим в мире сохранившимся крупным зданием: возведена примерно в 2650 году до н. э., основание 121 на 109 метров, высота 61 метр. После смерти Имхотепа почитали как бога медицины и покровителя образования.
Далее, «эксперты-египтологи» в «Мумии» читают иероглифы слева направо, а правильно как раз наоборот – справа налево. Не говоря уже о таких мелочах, как звучащее в фильме утверждение, будто кошки у египтян считались хранителями загробного мира. На это любой уважающий себя египтолог посоветовал бы создателям «Мумии» вспомнить о боге возрождения Осирисе – царе загробного мира и судье душ мертвых, ну или хотя бы об Анубисе – боге погребальных ритуалов; именно Анубис изображался с остроухой и остроносой головой шакала. Кошки же в Древнем Египте считались символом плодородия и солнца и пользовались всеобщим обожанием и уважением, поскольку истребляли портивших зерно вредителей. Ну а сценаристы «Мумии» просто немножко «натянули сову на глобус», дабы обосновать забавный факт, что ужасный Имхотеп боится котиков.
В честь кого получила имя главная героиня «Мумии»
Эвелин Карнахан и ее прототип Эвелин Карнавон
Имя главной героини «Мумии» Эвелин Карнахан по звучанию напоминает имя Эвелин Карнарвон – и это не совпадение. Леди Эвелин Карнавон – дочь лорда Джорджа Карнарвона, который в 1922 году отыскал гробницу Тутанхамона.
К слову, скоропостижную смерть Джорджа Карнавона в 1923 году от лихорадки и последующего воспаления легких списывают на знаменитое «проклятье фараонов». Якобы 57-летнего лорда в Каире комар укусил точно в то место – на левой щеке, возле уха, – где ученые обнаружили след от ранки на мумии Тутанхамона. Так это или нет – проверить уже невозможно. Зато леди Эвелин Карнавон, которая тоже участвовала в исследовании гробницы Тутанхамона, «проклятье» не коснулось: она умерла в 1980 году в Лондоне, в возрасте 79 лет.
«Мумию» 1999-го хотели сделать низкобюджетным хоррором
С Джорджем Ромеро в кресле режиссера
Над перезагрузкой культовой «Мумии» 1932 года в студии Universal начали думать еще в 80-х, и далеко не сразу определились с жанром. Поначалу «Мумию» задумывали как низкобюджетную хоррор-франшизу, а в качестве режиссера рассматривали Джорджа Ромеро – создателя «Ночи живых мертвецов» (1968). Однако на стадии обсуждений проект завис, и «хоррорную» идею в итоге забраковали.
«Мумия» 1999 года– это ремейк хоррора 1932-го
Первого Имхотепа играл «Мастер Ужаса» Борис Карлофф
Фильм Стивена Соммерса, снятый в 1999 году, создан на основе одноименной картины – «Мумии» Карла Фройнда, вышедшей в 1932 году. Тот появился на волне популярности «египетской темы» в 1920-х годах и был обязан своей популярностью не в последнюю очередь знаменитому «проклятию фараонов». Сам фильм 1932-го – где Имхотепа сыграл звезда «Франкенштейна» (1931) Борис Карлофф – никакое «проклятие» не постигло. За несколько десятилетий с момента премьеры он обзавелся многочисленными продолжениями и ремейками, одним из которых стала и «Мумия» Соммерса.
В 1990-х в ходе обсуждений, как перезапустить «Мумию», в Universal собирались звать в режиссерское кресло создателя «Восставшего из ада» (1986) Клайва Баркера. Не беремся даже фантазировать, что получилось бы у Баркера, но тут, посреди кризиса идей, наконец появился Стивен Соммерс. Особо громких работ на его счету к тому моменту не было – он снял пару фильмов для студии Disney да ужастик «Подъем с глубины» (1998), который люто невзлюбили американские критики. На своей презентации он предложил Universal изменить «хоррорную» концепцию «Мумии». Соммерс заявил, что хочет создать «Мумию» «по мотивам» фильма с Борисом Карлоффом, но в духе популярных в 1990-х романтических приключенческих фильмов, плюс элементы комедии. Продюсеров его аргументы убедили – Соммерсу дали зеленый свет.
«Катастрофа в библиотеке» была снята с первого дубля
Рэйчел Вайс подменяла дублерша
Речь о той сцене в начале «Мумии», где Эвелин сначала показывает чудеса эквилибристики на приставной лестнице, а потом случайно обрушивает все книжные шкафы в библиотеке. «Катастрофу» сняли не только одним дублем, но и без всяких компьютерных эффектов. Вместо Рэйчел Вайс в сцене снималась дублерша, поскольку трюк посчитали слишком опасным – оно и понятно. Однако все прошло гладко – к счастью для съемочной команды: если бы идеального дубля не вышло, то на пересъемки ушел бы как минимум целый день.
Верблюды невзлюбили актера Кевина О’Коннора
Слишком вжился в роль Бени
Кевин О’Коннор здорово сыграл Бени Габора – прихвостня Имхотепа, вора и просто скользкого типа. Понятно, что такой герой введен в сюжет не для завоевания зрительских симпатий, – но вышло так, что Габора невзлюбили не только зрители. В эпизоде, где Бени тянет верблюда, чтобы увезти украденное из Хамунаптры золото, а тот отказывается двигаться с места, животное упиралось не потому, что было так выдрессировано. На самом деле все верблюды на съемочной площадке категорически не слушались Кевина О’Коннора и норовили то увезти его подальше в пустыню, то ехали направо, когда он тянул поводья влево, то плевались ему под ноги. Дрессировщики на это разводили руками, а другие участники съемок надрывались со смеху. Видимо, Кевин О’Коннор слишком вжился в роль противного Бени.
На кастинге Брендан Фрейзер обошел многих крупных звезд
Том Круз и Брэд Питт были среди кандидатов
С исполнителем роли Рика О’Коннелла, как и с режиссером, у студии Universal долгое время были затруднения. Для фильма подыскивали «реальную звезду», и О’Коннелла могли сыграть Том Круз, Брэд Питт или Бен Аффлек, но все они выбыли по разным причинам. Зато студии удачно подвернулся Брендан Фрейзер – он как раз был восходящей звездой после успеха «Джорджа из джунглей» (1997).
Впоследствии Том Круз все-таки пришел в «Мумию», но, увы, время подобных фильмов прошло. «Мумия» (2017) – ребут Алекса Куртцмана – провалилась в прокате, а от идеи последующих фильмов и объединенной киновселенной отказались.
Съемки «Мумии» проходили не в Египте
Из-за сложной политической ситуации
Вторая половина 20 века выдалась для Египта сложной и неспокойной. Страна пережила революцию, несколько войн, в том числе Войну Судного дня с Израилем (1973), пограничные конфликты, убийства видных политических деятелей, теракты, унесшие жизни множества иностранных туристов, в том числе теракт в Луксоре (1997, 62 погибших, среди них дети). В Египте было даже введено чрезвычайное положение, которое продлилось более 30 лет (1981-2012).
Из-за непредсказуемой и потому угрожающей обстановки проводить съемки на территории Египта было опасно. Стивену Соммерсу и его творческой команде пришлось срочно подыскивать пейзажи, похожие на египетские. Они нашлись в Марокко: город Марракеш «сыграл роль» Каира. Также в «Мумии» мы видим марокканскую часть пустыни Сахары. В качестве Египта «позировала» даже Великобритания: сцены в порту Гизы были сняты в доках города Чатем, в графстве Кент.
Съемки в Сахаре испытали актеров на прочность
То буря, то кто-то укусил
Съемки «Мумии» стали испытанием не только для актеров, но и для всей съемочной команды. Каждый день съемки прерывались песчаными бурями, после которых приходилось часами чистить реквизит и сложную технику от песчинок. По ночам к съемочному лагерю приходили «познакомиться» разные звери, лающие и фыркающие, в фургоны забирались то мышки, то ящерицы, а на спешащих по своим делам змей и скорпионов просто не обращали внимания. Были нередки случаи, когда кому-нибудь из команды приходилось срочно обращаться к врачу, поскольку его укусили или ужалили.
Жизни актеров были застрахованы
Причем втайне от них самих
Из-за все той же сложной обстановки на севере Африканского континента режиссер Стивен Соммерс тайком застраховал исполнителей главных ролей. В списке возможных «страховых случаев» числились похищение террористами, пропажа без вести в пустыне и травмы в результате падения с верблюда. Актеры узнали о том, что их жизни были застрахованы, только когда съемки благополучно завершились. Сейчас к безопасности и страхованию актеров относятся более серьезно.