22 марта в российский прокат вышла семейная комедия «Кролик Питер» от студии Sony Pictures Animation. Это яркая и динамичная история о шкодливых кроликах, пытающихся отвоевать огород у вредных хозяев. Несмотря на обилие пушистых созданий в каждом кадре – это совсем не невинное детское кино, а почти хулиганская комедия в духе «Один дома».
Приступая к просмотру «Кролика Питер», полезно на время отключить внутреннего цензора, который порывается оценивать происходящее на экране с точки зрения морали и правильности. Детский контент имеет право быть разным – не только добрым и благостным, но даже в меру кровожадным и жестоким. Во всем, конечно, надо знать меру (не зря есть возрастные маркировки). Это все к чему? А к тому, что к «Кролику Питеру» лучше всего относиться как к одному из эпизодов «Тома и Джерри», то есть не воспринимать проделки зверей всерьез, а расслабиться и получить удовольствие от просмотра.
Более ста лет назад английская писательница Беатрис Поттер написала и проиллюстрировала короткие истории про милых зверушек в одежках. Самым знаменитым и любимым героем стал кролик Питер. Собственно, новый фильм – это и есть адаптация его истории, которую сделали режиссер Уилл Глак («Энни», «Секс по дружбе») и сценарист Роб Либер («Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день»). Глак и Либер осовременили родную для всего англоязычного мира историю и значительно поубавили ее нежность и теплоту. Они отодвинули на задний план трогательную акварельную эстетику иллюстраций Поттер, чтобы время от времени иронизировать над ней.
Разрушение уютного идиллического мира происходит буквально с первого эпизода, когда кролик Питер на полном ходу врезается в трио поющих елейную песню птах. Это начало задает задорное настроение и бодрый ритм всему дальнейшему действию. Питер и его ушастая братия давно повадились лазить в огород к старику МакГрегору (Сэм Нил), который их терпеть не может и мечтает запечь кроликов в пирог (один раз ему это удалось проделать с отцом Питера). Соседка МакГрегора, художница Беа (в роли современной версии Беатрис Поттер Роуз Бирн), рисует своих пушистых друзей и всячески их защищает от противного старика. Привычный ход событий нарушает скоропостижная смерть МакГрекора и приезд в особняк его лондонского родственника, Томаса (Донал Глисон). Томас – карьерист и педант. Он совсем недавно лишился работы в знаменитом универмаге Harrods – не получив повышение, он психанул и отмутузил плюшевого медведя (а ведь совсем недавно Глисон играл автора всеми любимого мишки Винни Пуха Алана Милна в ленте «Прощай, Кристофер Робин»). Томас – не самый большой любитель деревенской жизни, поэтому хочет поскорее продать особняк. Однако у Питера свои планы на этот счет, и без боя он участок не сдаст.
Сразу же можно записать в плюс картине небанальную подачу конфликта между ярым противником любой лесной живности Томасом и, собственно, самой этой живностью. Ведь по умолчанию хочется сочувствовать пушистым бедняжкам (аниматоры постарались на славу – все животные получились невероятно симпатичными), которых злодей Томас хочет сжить со света. Но не такими простодушными оказываются кролики, как можно было бы от них ожидать. За умильной внешностью скрываются находчивость и даже жестокость. Зверушки способны замучить любого, кто встает на их пути. Питер, его три сестрички и кузен – те еще манипуляторы. С Беа они сама доброта и милота, но стоит ей отвернуться – включают режим атаки на Томаса. Неожиданно, но большую часть фильма сочувствуешь не Питеру (его персонаж получился довольно плоским), а бедному Томасу, на которого обрушилась целая лавина тумаков и затрещин. Добрая часть фильма посвящена тому, как юного МакГрегора изобретательно атакуют Питер и компания. В ход идут не только огородный инвентарь, но даже электрический ток, взрывчатка и ежевика, на которую у Томаса аллергия (за это ленту особенно сильно раскритиковали в зарубежной прессе). Хотя, если вспомнить старую добрую классику «Один дома» (как только не измывался герой Маколея Калкина над незадачливыми грабителями) или «Мышиную охоту» (там герои тоже получили в наследство старый особняк и безуспешно пытались избавиться от маленького грызуна), то уже не кажется, что Питер перегибает палку. Да и история заканчивается на вполне себе миролюбивой ноте.
Если же говорить о минусах, то стоит признать, что любовная линия между Томасом и Беа хоть и добавляла комических моментов, но была довольно предсказуемой и шаблонной. Английского колорита и юмора можно было бы добавить и побольше – чувствуется, что за производство отвечали не британцы, а американцы. Если честно, то «Кролик Питер» вообще больше походит на фильм про студентов в общаге («Соседи. На тропе войны» с той же Роуз Бирн), нежели на экранизацию старой доброй сказки, как недавние фильмы про Паддингтона. Но ведь не всем же сказочным героям быть такими добряками, как Паддингтон! Тем, кому вежливый мишка из дремучего Перу кажется слишком наивным, дерзкий кролик Питер точно придется по душе. Тем более, что истории Беатрис Поттер еще не успели плотно войти в культурный код российского зрителя и подобная бойкая интерпретация не будет воспринята как надругательство над святыней. Все-таки «Кролик Питер» - это качественное кино, которое способно развлечь как юного зрителя, так и его родителей.