Для быстрого поиска начните вводить запрос

Главные фильмы 40 ММКФ/ «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»: Забавные игры

Ценителям авторского кино и исследователям философии пространства и времени рекомендуется к просмотру.
19 апреля 2018 0
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

20 и 26 апреля на 40 Московском международном кинофестивале в программе «8 1/2 фильмов» покажут один из самых обсуждаемых фильмов прошедшего 68-го Берлинского кинофестиваля – «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Гренинга. 22 апреля режиссер приедет в Москву на специальный показ своего предыдущего фильма «Великое безмолвие».

К новой работе немецкого режиссера Филипа Гренинга, автора «Жены полицейского» (специальный приз на Венецианском кинофестивале в 2013 году), больше всего подходит избитая фраза «это нельзя пересказать, это надо увидеть». Любой схематичный пересказ фильма неминуемо ведет к упрощению сложной задачи, поставленной перед собой режиссером, - заставить зрителя практически тактильно ощущать течение времени.

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Формально сюжет ленты вовсе не о времени, а о зверском оскале подросткового бунта. Близнецы Елена (невероятная Юлиа Цанге в свои 31 год выглядит на 16) и Роберт (Йозеф Маттес) проводят знойные дни, лежа на поляне и почитывая Блаженного Августина. В понедельник Елене нужно сдавать вступительный экзамен по философии. На подготовку к нему у девушки остается два дня. Ее брат Роберт, которого Елена не то в шутку, не то всерьез называет идиотом, экзамены завалил, но неплохо разбирается в вопросах времени и бытия.Елене откровенно скучно, и чтобы как-то взбодриться, заключает с братом пари: если она с кем-нибудь переспит за эти два дня, то Роберт выполняет любое ее желание, если нет – он забирает машину, которую родители обещали подарить сестре после экзаменов. Постепенно игры близнецов из детских шалостей превращаются в жестокие забавы. Понять, как такое стало возможно, когда была пройдена та самая «точка невозврата», не смогут ни зрители, ни сами герои.

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Не берется что-либо разъяснять и сам Геринг – психология героев не очень-то ему интересна. Это не «Отрочество» Ричарда Линклейтера, в котором сквозь череду будничных событий прорастает портрет взросления. Геринг режиссер другого масштаба, ему интересна не житейская философия, а глобальная. Почти три часа экранного времени он, ответственный не только за режиссуру, но и за операторскую работу, скрупулезно воссоздает детализированный и реалистичный мир, в котором любая ерунда оборачивается философским конструктом. Игры с кузнечиком, задержка дыхания под водой, наблюдение за закатом – из всего этого складывается время, которое весь фильм отмеряют говорящие электронные часы, и которое, на самом деле, ничем не измеришь.

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Обычные лес, поле и лужок вокруг бензоколонки, в которую герои заходят как к себе домой, показаны как райский сад, в котором герои доживают свои последние часы до грехопадения. Но при всей своей условности фильм в самую последнюю очередь похож на библейскую притчу. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» – это философское эссе, вдумчивое и обстоятельное, сделанное настоящим мастером. Такой формалистический эксперимент не всем придется по вкусу, но, безусловно, заслуживает внимания всех, кто любит авторское кино, требующее умственной работы.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями