На Московском международном кинофестивале в программе «Эйфория
сопротивления» показали новый фильм Абделатифа Кешиша «Мектуб, моя
любовь». В российский прокат лента выйдет 26 июля.
Из русского заглавия нового фильма французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша «Мектуб, моя любовь» выпала последняя итальянская часть оригинального названия – «canto uno», то есть «часть первая». Оно, конечно, не сильно проясняет и без того мудреное, будто зашифрованное, название ленты, но дает понять, что перед нами первая часть из будущей серии фильмов. Предположительно, это будет трилогия, формально являющаяся экранизацией романа Франсуа Бегодо «Рана, настоящая», а по факту – скорее, воспоминаниями самого режиссера о своей молодости. Новая работа Кешиша такая же чувственная и витальная, как триумфальная «Жизнь Адель» («Золотая пальма» Каннского кинофестиваля), но совершенно лишенная драматических обертонов, хотя длится без малого три часа. Возможно, они появятся в следующих частях – на все воля судьбы, ведь по-арабски «мектуб» – это судьба.
Жаркий август 1994 года. Юг Франции. Начинающий сценарист Амин (Шаин Бумедин) приезжает на летние каникулы из Парижа домой и застает свою подругу детства, фигуристую красавицу Офелию (Офели Бо), в постели своего двоюродного брата Тони (Салим Кешьюш). Вообще-то номинально у Офелии есть жених, который служит в армии, но это совершенно не мешает ей вот уже четыре года встречаться с Тони. Об этом знает весь небольшой городок, где они живут, но Офелия и Тони продолжают изображать «просто друзей». Для отвода глаз Тони ухлестывает за всеми симпатичными девушками на пляже и в качестве напарника для свиданий берет с собой Амина. Так они знакомятся с Шарлоттой и Селин. К их компании присоединяется и Офелия, а потом еще тетя Амина с женихом и другие случайные знакомые. Все вместе они курсируют между дискотеками, тунисскими семейными кафе, ресторанчиками и пляжем и вовсю наслаждаются танцами, едой и флиртом.
Абделатиф Кешиш как никто другой умеет практически в режиме реального времени показывать чувственные радости, плотские наслаждения: секс, поглощение пасты, игры в море, раскрепощенные танцы на дискотеке. Он не боится замечтаться, глядя на загорелые женские тела и потерять нить сюжета, потому что сюжета (в привычном понимании этого слова) в фильме нет. Как нет его и в реальной жизни, где никто заранее не прописывает сюжетные повороты. Сложно поверить, что актеры (практически все дебютанты) произносят написанный кем-то текст, а не придумывают слова на ходу, воплощают на экране нужные режиссеру образы, а не играют самих себя – настолько органично, раскрепощенно и естественно они выглядят в кадре. У фильма удивительный темпоритм, одновременно расслабленный и энергичный, он сразу подхватывает и не дает возможности оторваться от просмотра.
«Мектуб» - это лирическое полотно, ностальгия по ушедшей эпохе, эпохе молодости режиссера, когда можно было свободно любоваться полуобнаженными молодыми красотками, настоящими богинями, без опасности быть обвиненным в харассменте.