«Анон»: Девушка без имени

Если Эндрю Никкол хотел снять скучный фантастический триллер, то у него получилось. Аманда Сейфрид и Клайв Оуэн не спасают.

Новозеландский режиссер Эндрю Никкол уже давно прописался в Голливуде и наловчился делать фантастические фильмы с уклоном в социальные проблемы. Он умеет и любит выстраивать утопические миры, где все предопределено. Так было в культовой «Гаттаке» – судьба человека просчитывалась исходя из его генетического кода. Так было и во «Времени» – главной валютой становятся не деньги, а часы и минуты жизни, богачи могут жить вечно, а бедняки умрут, не дожив до тридцати. В «Аноне» Никкол продолжает фантазировать об идеально отлаженном социальном механизме, в котором что-то дает сбой.

Кадр из фильма «Анон»

Начинается «Анон» как вполне интересная альтернатива уже немного поднадоевшим киберпанковским историям про недостижимое будущее, переливающееся неоновыми огнями. Дивный новый мир здесь холоден и сер, хотя так же пресыщен рекламой и информационным шумом. Населяют его не андроиды, пытающиеся найти душу внутри своего искусственного тела, а обычные на первый взгляд люди. Правда, благодаря новейшим технологиям и политике безопасности граждане способны видеть всю информацию друг о друге. Теперь все воспоминания и личные данные записываются на чипы, встроенные в мозг. Полиция в любой момент может прокрутить эти записи, чтобы расследовать преступления. Детектив Сол Фриленд (Клайв Оуэн) как раз берется за очередное дело, когда понимает, что последние воспоминания убитого были кем-то подчищены. Становится очевидным, что в городе орудует группа хакеров, к которым незадолго до смерти обращался убитый. Фриленд выходит на след безымянной девушки-хакера с ником Анон (Аманда Сейфрид). Она помогает клиентам стереть или исказить нежелательные воспоминания, но почему-то теперь все, кто к ней обращался, оказываются мертвы. Детектив нанимает Анон и начинает вести двойную игру, чтобы вывести девушку на чистую воду.

Кадр из фильма «Анон»

Эндрю Никкол явно поставил перед собой задачу снять максимально отстраненный и безэмоциональный фильм, и это ему удалось. К сожалению, он забыл, что если слишком сильно отстранить зрителя от происходящего на экране действия, то ему попросту станет скучно и неинтересно следить за сюжетными перипетиями. То, что должно было стать потенциально интригующим детективом с нуарной атмосферой, превратилось в проходную банальную антиутопию, сшитую белыми нитками. Актуальный и злободневный на фоне битвы за Telegram посыл фильма о праве сохранять анонимность в Сети по ходу развития сюжета расплескался. Если режиссер и хотел встряхнуть одурманенного соцсетями зрителя, добровольно транслирующего каждый свой шаг в Интернет, то у него это явно не получилось. Последовать примеру героини Аманды Сейфрид и удалить всю информацию о себе из баз данных, чтобы превратиться в анонима, после просмотра фильма совсем не хочется.

Кадр из фильма «Анон»

Главным образом это равнодушие к героине Сейфрид, да и вообще ко всем героям ленты, возникает из-за условно прописанных характеров. Вместо интересных личностей – набор архетипов из нуарных детективов. Если сыщик, то непременно с травмой в прошлом и добрым сердцем, которое проспиртовано алкоголем. Если девушка, то, конечно же, роковая и загадочная. Если босс, то непременно себе на уме. Вместо мотивации – набор неврозов. А нарочито невыразительная актерская игра, призванная подчеркнуть монохромность общей атмосферы, только усугубляет дело. Возможно, Эндрю Никкол хотел снять философскую притчу (на это намекают куча условностей и герои-архетипы), но он так залюбовался дорогими стерильными лофтами, где происходит большая часть действия, что забыл расставить крючки, дающие намеки на развязку, отчего финал попросту повисает в воздухе. Да и вообще, комбинация «притча, триллер и антиутопия» явно не из легких, ее сейчас может осилить разве что Йоргос Лантимос, да и то не всегда.

Кадр из фильма «Анон»

Обаяние Клайва Оуэна, которому все реже и реже попадаются стоящие роли и успешные проекты, конечно, помогает не бросить просмотр на половине и все-таки добраться до конца, благо длится лента всего час сорок, но все-таки этого мало. Аманда Сейфрид здесь просто для красоты и нескольких обнаженных сцен. Роль фам-фаталь ей пока явно великовата. Ее Анон – странный гибрид из гениальной мрачной хакерши Лисбет Саландер (та, что девушка с татуировкой дракона), и хрупкой беззащитной героини Анны Карины из годаровского «Альфавиля» (тоже нуарной антиутопии). Видимо, Никкол влюблен в музу Годара, иначе нельзя объяснить его навязчивое стремление уже второй фильм подряд (первым был «Время») надевать на блондинку Сейфрид темные парики с челочкой и густо подводить ей глаза.

Кадр из фильма «Анон»

В хмуром мире «Анона» слишком много лакун и недомолвок, чтобы ему можно было присвоить гордое звание «умной» научной фантастики. Это неубедительный и неправдоподобный мир, где хакеры, будто колдуны, одним движением глаз (в фильме все манипуляции с цифровыми данными происходят без помощи рук, почти что силой мысли) могут наводить морок на людей, заставляя их видеть искаженную реальность. Сюжет фильма может напоминать прозу Филипа К. Дика, но сильно упрощенную и местами доведенную до абсурда, или случайный эпизод из сериала «Черное зеркало» Netflix. Кстати, именно Netflix выкупила прокатные права на фильм в США, видимо, заметив схожесть ленты со своим контентом. Так что российские зрители оказались в странном привилегированном положении: в Америке фильм не будет показан в кинотеатрах, а у нас будет.

Кадр из фильма «Анон»

Таким образом, новая лента Эндрю Никкола получилась одноразовой и проходной. В «Аноне» есть мрачное и холодное очарование и несколько интересных задумок, которые не были доведены до ума. В формате сериального эпизода или завязки для компьютерной игры «Анон» смотрелся бы явно более выигрышно.

Читайте также