24 мая 1941 года в Дулуте, штат Миннесота, родился Боб Дилан – певец, гитарист и автор песен, давно ставших культурным достоянием всего мира. Многие не без основания полагают, что Дилан-исполнитель довольно сильно уступает Дилану-композитору: некоторые кавер-версии его песен как минимум не уступают в известности оригиналу, а один только список тех, кто в разное время брался за его наследие, насчитывает десятки имен и названий. Soyuz.Ru вспоминает некоторые из них.
Joan Baez – «You Ain't Goin' Nowhere»
Джоан Баэз и Боб Дилан познакомились в 1962 году, играли вместе на концерте в Вашингтоне и Ньюпортском фолк-фестивале, после чего Джоан стала одним из первых популяризаторов тогда еще мало кому известного фолк-певца. Кульминацией их сотрудничества стал блестящий двойной альбом «Any Day Now», целиком составленный из песен Дилана. Кстати, их союз оказался и любовным: Дилан уходил и возвращался, пока не решил, что двух творческих личностей в одной «семье» многовато. А сами перипетии их союза вдохновили Боба на песни «Visions of Johanna» и «Positively 4th Street», вошедшие в другой легендарный двойной альбом «Blonde On Blonde».
Peter Paul and Mary – «Blowin' in the Wind»
Свой вклад в популяризацию песен Боба Дилана внесло и знаменитое фолк-трио «Питер, Пол и Мэри», выпустившее сингл с его песней всего через три недели после выхода в свет его будущего бестселлера «The Freewheelin' Bob Dylan». Песня, записанная всего за один дубль, чуть-чуть не дотянула до первого места в чартах Billboard и стала самой коммерчески успешной версией песни Дилана.
The Byrds – «Mr. Tambourine Man»
Само собой, говоря о кавер-версиях Дилана, невозможно не упомянуть одну из первых и самых знаменитых – наложив на хитроумный текст о продавце дури столь же хитроумные голосовые гармонии и звук 12-струнной гитары, The Byrds, по сути, изобрели электрический фолк-рок и оказались первыми из его глашатаев. Эта версия оказалась настолько удачной, что в 2004 году журнал «Rolling Stone» поместил ее на 79 место своего списка 500 величайших песен всех времен. Кстати, сам маэстро с той же версией песни тоже попал в этот список – но только на 106 место.
The Band – «I Shall Be Released»
Группе с незамысловатым названием «Группа» и вовсе посчастливилось долго и плодотворно работать с Бобом Диланом: еще до выпуска первой пластинки они сопровождали музыканта во время его тура по США в 1965 году и в его первом мировом турне в 1966 году. Поэтому нет ничего удивительного в том, что несколько песен Боба попали на первый их альбом «Music From Big Pink», а живое исполнение лучшей из них, «I Shall Be Released» – на знаменитый фильм-концерт «The Last Waltz», который многие считают лучшим фильмом-концертом во всей истории рока.
Jimi Hendrix – «All Along The Watchtower»
Как известно, хорошо сыграть чужую песню можно двумя способами – либо как можно ближе к оригиналу, либо внеся что-то свое, преобразив оригинал до неузнаваемости. Революционер электрогитары Джими Хендрикс не искал легких путей: его прочтение одной из лучших песен альбома «John Wesley Harding» практически затмило оригинал и стало настолько хрестоматийным, что и до сих пор попадает в саундтреки фильмов, создатели которых неровно дышат к рок-музыке.
Читайте также: 10 знаменитых песен, написанных случайно
Elvis Presley – «Tomorrow Is A Long Time»
Как и всякий великий певец в 60-е годы, Элвис Пресли внимательно следил за тем, что делали его чернокожие коллеги: услышав пластинку блюзовой певицы Одетты, также активно перепевавшей Дилана, Пресли был буквально заворожен песней «Tomorrow Is A Long Time», и записал собственную версию во время записи госпел-альбома «How Great Thou Art». Хотя сама эта песня в итоге вышла лишь бонус-треком к очередному саундтреку Пресли, сам Боб Дилан впоследствии называл ее самой любимой среди многочисленных перепевок его песен.
Robert Palmer & UB40 – «I’ll Be Your Baby Tonight»
И еще одна песня с того же «John Wesley Harding», записанная известным исполнителем «белой» соул-музыки вместе с регги-группой, некогда успешно гастролировавшей по СССР. Ритмы регги великолепно легли на мелодию любви, что не замедлили оценить и слушатели по всему миру: в Австралии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах сингл 1990 года попал в десятку лучших, а в британских чартах достиг шестой позиции. Неудивительно, что эту версию песни многие знают лучше оригинала.
Evan Rachel Wood – «I’d Have You Anytime»
Поклонники сериалов знают Эван Рейчел Вуд прежде всего по роли эффектной робокрасавицы Долорес в хитовом сериале «Мир Дикого Запада», 2 сезон которого вышел в апреле. Певческие же таланты Эван проявились еще в 2007 году, когда в свет вышел мюзикл «Через Вселенную», а также при записи очередного трибьюта Бобу Дилану, где она поет песню, написанную мэтром вместе с экс-битлом Джорджем Харрисоном.
Blackmore’s Night – «The Times They Are a-Changin’»
Одна из самых известных песен Дилана ожидаемо стала и одной из самых исполняемых – ее играли многие и многие, от Фила Коллинза и Саймона и Гарфанкела до Херби Хэнкока и джазовой команды Medeski Scofield Martin & Wood. Не прошел мимо этой песни и ударившийся в фолк Ричи Блэкмор: песня, выпущенная в качестве сингла к альбому «Fires At Midnight», попала даже в российский топ-20 и продержалась там 9 недель.
The Black Keys – «Wicked Messenger»
Когда в нулевых в кино возник новый вал моды на байопики, оказалось, что личность Боба Дилана настолько интересна и многогранна, что уложить его историю в прокрустово ложе обычного фильма попросту невозможно. Так на свет появился фильм «Меня здесь нет», в котором Дилана играют сразу четыре актера, представляющие разные грани его дарования. А саундтрек к фильму записали современные группы и музыканты, среди которых не последнее место заняли и звезды современного рока The Black Keys.
Читайте также: 15 самых дорогих реликвий из мира музыки
The Persuasions – «Like A Rolling Stone»
И еще один рекордсмен по части кавер-версий – песню, написанную едва ли не случайно в гостиничном номере во время турне, исполняли едва ли не все – от Rolling Stones и The Wailers до Шер, Дэвида Гилмора и Green Day. Одной из самых необычных трактовок может похвастаться черная вокальная группа The Persuasions: фирменное акапелльное исполнение доказывает, что мало какой инструмент способен сравниться по гибкости с человеческим голосом.
Miley Cyrus – «You're Gonna Make Me Lonesome When You Go»
В 1975 году, когда эта песня впервые появилась на знаменитом альбоме «Blood On The Tracks», критики называли ее «самым состоявшимся из шедевров Дилана» и интерпретировали ее то как историю любви, то как песню, целиком вдохновленную литературой. Не меньшую шумиху вызвала и кавер-версия этой песни, записанная Майли Сайрус и Джонзо Уэстом для благотворительного альбома к 50-летнему юбилею организации Amnesty International. По словам одного из обозревателей, песня вызвала настоящий бум любительских видеороликов, авторы которых создают собственные версии этой песни, опираясь на версию Майли. Что ж, иногда бывает и так.
Falco – «It's All Over Now, Baby Blue»
Магия песен Дилана, помимо прочего, заключается и в том, что за его наследие охотно берутся музыканты, равно далекие и от фолка, и от рока 60-х. Певец Иоганн Хельцель, более известный как Фалько, прогремел в 80-х рэп-роковыми хитами «Rock Me Amadeus» и «Der Komissar», но не прошел и мимо наследия Дилана, исполнив на одном из концертов песню, название которой еще в 60-е годы стало крылатым выражением.
The White Stripes – «Love Sick»
Несмотря на то, что, казалось бы, творческий пик Дилана был пройден в 60-х-70х годах, он продолжал выпускать отличные альбомы и тогда, когда многие его коллеги по цеху решительно «сдулись». Альбом 1997 года «Time Out Of Mind» умудрился получить «Грэмми» в обход Пола Маккартни и Radiohead, а одна из песен его привлекла внимание гаражных блюз-рокеров Джека и Меган Уайт. «Не обращал особого внимания на Дилана, пока его не начали перепевать The White Stripes», - пишут фанаты в комментариях к концертному исполнению этой песни на YouTube.
«Аквариум» и Майк Науменко – «Пригородный блюз» («Subterranean homesick blues»)
Российские последователи Дилана, самыми известными из которых были Борис Гребенщиков и Майк Науменко, предпочитали не столько перепевать Дилана, сколько переосмыслять тексты его песен.Строки из дилановской «Subterranean homesick blues» "Johnny's in the basement//Mixing up the medicine//I'm on the pavement //Thinking about the government" («Джонни в подвале смешивает лекарство//Я на мостовой//Размышляю о правительстве») превратились в лихое «Я сижу в сортире и читаю "Роллинг Стоун"//Венечка на кухне разливает самогон» и стали одной из самых известных и любимых песен группы «Зоопарк», которую в разное время исполняли также «Аквариум» и «Кино». В марте 1991 года БГ и компания исполнили эту песню на восьмом фестивале Ленинградского рок-клуба вместе с самим Майком - и это выступление оказалось последним для автора.