Концовка – пожалуй, самая важная часть фильма: как бы хорош он ни был, но неудачная концовка может с легкостью испортить все удовольствие. Кроме того, концовка надолго запоминается (и главный вопрос у тех, кто еще не смотрел - «А чем там все кончилось?»). Помня обо всем этом, порой режиссеры долго выбирают самый удачный с их точки зрения финал, причем иногда даже меняют его в последний момент. Десять фильмов нашей подборки сегодня известны как классика своего жанра – и не в последнюю очередь благодаря тому, что саспенс в них был выдержан до конца, а этот конец производит нужное впечатление. Но кто знает, какая судьба ждала бы эти ленты, если бы на экраны попали не те концовки, которые мы знаем, а менее удачные альтернативные? Давайте взглянем на классику хоррора с другой стороны - со стороны альтернативных концовок, которые (к счастью) были заменены.
«Рассвет мертвецов» (1978)
Когда на гипермаркет, где укрываются от толп зомби трое главных героев, нападает банда байкеров-мародеров, Стивен, отец ребенка Фрэн, пытается прогнать пришельцев, в какой-то момент получает укус и сам превращается в зомби. Пытаясь вернуться в убежище, он приводит за собой других зомби, так что Питер и беременная Фрэн должны бежать. Но Питер решает прикрыть Фрэн, чтобы дать ей время добраться до вертолета на крыше, сначала он хочет покончить жизнь самоубийством, чтобы не достаться зомби, но в последний момент передумывает, прорывается на крышу и улетает вместе с Фрэн. Что их ждет после этого – конечно же, неизвестно.
И все же эта концовка выглядит оптимистичнее некуда по сравнении с тем, что поначалу задумывал режиссер Джордж Ромеро. Питер должен был таки пустить себе пулю в голову, а Фрэн – и того хуже: броситься во вращающиеся лопасти вертолета. Ужасный конец для обоих – но все это так и не было снято. Ромеро решил, что даже в фильме про зомби-апокалипсис должен быть благополучный финал, тем более что это благополучие крайне относительно: мы не знаем, ни на сколько у вертолета хватит горючего, ни что ожидает Фрэн, которая находится на позднем сроке беременности. Все это заставляет только больше сопереживать главным героям.
Оригинальная концовка:
«Чужой» (1979)
Эллен Рипли и кот Джонс остаются единственными выжившими из экипажа космического буксира «Ностромо» и эвакуируются с него в спасательном челноке. «Ностромо» взрывается, но с ксеноморфом все еще не покончено: выясняется, что он успел проникнуть в челнок. После этого Рипли приходится еще раз вступить с монстром в нелегкую борьбу, но наконец ей удается выбросить его в открытый космос. Затем Рипли вместе с котом ложится в анабиозную камеру, перед этим надиктовав в бортовой журнал рассказ о событиях, приведших к гибели всей команды и корабля «Ностромо».
Согласно интервью Ридли Скотта журналу Entertainment Weekly, в альтернативной концовке ксеноморф демонстрировал свои сверхспособности, зашедшие, пожалуй, даже слишком далеко. Он все-таки убил Рипли (оторвав ей голову), после чего, в точности подражая ее голосу, занес в бортовой журнал ту самую запись – очевидно, чтобы заманить всех, кто ее услышит, в ловушку. Хотя такой мрачный конец был бы вполне в духе фильма, но он, бесспорно, очень вряд ли пришелся бы по вкусу зрителям, сразу полюбившим Эллен Рипли. Позднее она вернулась в исполнении Сигурни Уивер еще в трех сиквелах – а без серии фильмов про Чужого и без Эллен Рипли современный жанр фантастического боевика не был бы таким, каким мы его знаем.
Оригинальная концовка:
«Сияние» (1980)
С большим трудом сумев спастись от обезумевшего Джека Торренса, который преследовал их с топором, Венди Торренс и Дэнни уезжают из населенного призраками отеля «Оверлук» на снегоходе, а сам Джек, не найдя выхода из сада-лабиринта, замерзает там насмерть. Заключительная сцена «Сияния» показывает старые фотографии на стене отеля. На одной из них, где изображена вечеринка, которая состялась в 1921 году, среди толпы людей виден собственной персоной Джек. Как именно трактовать все это – личное дело каждого, но похоже на то, что Джек навечно остался в отеле.
Мало кто знает, что в первоначальной версии фильма все это не было настоящей концовкой, а лишь предваряло ее. В этой концовке, когда Венди и Дэнни оправляются от всего случившегося с ними в больнице, их навещает управляющий «Оверлука» Улман. Он говорит Венди, что тело Джека так и не нашли, а Дэнни дает желтый теннисный мячик, подозрительно похожий на тот, что ранее заставил Дэнни войти в запретный номер 237. Но режиссер Стэнли Кубрик отказался от этого варианта финала: больница вместо таинственного «Оверлука» и повторное появление Улмана, который до этого лишь кратко фигурировал в начале фильма и вряд ли мог сильно запомниться зрителю, явно не производили желаемый эффект.
Оригинальная концовка:
Читайте также: 10 реальных мест, где снимали знаменитые фильмы ужасов
«Нечто» (1982)
На американской полярной станции объявляется инопланетный монстр, маскирующийся под любые формы жизни, и постепенно расправляется с почти всеми ее обитателями. В живых остаются только Мак-Риди и Чайлдс, которым некуда идти, так как их станция взорвана, причем ни один, ни другой не уверен, что его товарищ – все еще человек, а не маскирующееся «нечто». Наконец, понимая, что скорее всего их обоих ждет скорая гибель от холода и недоверие бессмысленно, Чайлдс и Макриди делят последнюю бутылку скотча на двоих: проникнутый осознанием безысходности финал.
Но у Джона Карпентера было заготовлено и альтернативное развитие событий, где Макриди спасли и анализ крови показал, что он не был инфицирован «нечто» и по-прежнему человек. Бодро, оптимистично и совершенно по-голливудски. А еще такая концовка сделала бы просто неизбежным появление череды вторичных сиквелов, в то время как «Нечто» – это яркий пример фильма, не нуждающегося в продолжениях.
Оригинальная концовка:
«Кошмар на улице Вязов» (1984)
Концовка «Кошмара на улице Вязов» поначалу кажется благополучной (или даже слишком благополучной). Нэнси Томпсон все-таки удается победить Фредди Крюгера, «убийцу из снов», и в самый обычный на первый взгляд день она с двумя друзьями и бойфрендом (которые снова живы и здоровы) собираются, как обычно, ехать в школу. Но как только Нэнси садится в машину, ее окна закрываются сами собой, и она увозит всех четверых неизвестно куда – причем на фоне звучит хохот Крюгера. Мать Нэнси, стоящая на пороге дома, никак на все это не реагирует, а затем рука Крюгера изнутри разбивает окошко во входной двери и хватает ее. Таким образом фильм заканчивается все тем же «сном во сне во сне», что и раньше.
Сейчас в это трудно поверить, но первоначально сам режиссер Уэс Крэйвен намеревался зарубить будущую франшизу на корню. Он задумывал концовку, в которой Нэнси, проснувшись, обнаружила, что все ее погибшие друзья на самом деле живы и все идет своим чередом – иначе говоря, «Кошмар на улице Вязов» заканчивался бы крайне избитым тропом «это был только сон», известным сюжетным поворотом «для ленивых». Не все продолжения (или спин-оффы) «Кошмара на улице Вязов» 1984-го года можно назвать удачными (точнее говоря, мы ничего бы не потеряли без лент «Кошмар на улице Вязов 6: Фредди мертв» и «Фредди против Джейсона»). Но зато появились «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» (1987) и «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар» (1994), снятый самим Уэсом Крэйвеном, которые сейчас признаны не менее «классической» классикой, чем первый фильм серии. А фильмы про Фредди Крюгера стали существенной частью работ Крэйвена, благодаря которым он получил статус легенды кинематографа.
Оригинальная концовка:
«Муха» (1986)
Сет Брандл, ученый, в результате неудачного эксперимента с телепортацией ставший гибридом человека и мухи, похищает свою девушку Веронику Квайф, беременную от него, чтобы с помощью телепода слить себя, Веронику и будущего ребенка в единое (и, разумеется, кошмарное) существо. Но Веронике, благодаря помощи ее бывшего бойфренда Статиса Боранса, удается избежать такой участи, а сам Брандл-муха сливается с частью телепода – еще одна телепортация, которая пошла не так. После этого монстр знаками просит Веронику сделать единственное, что остается – прикончить его, и она так и поступает.
В альтернативной концовке режиссер Дэвид Кроненберг решил внезапно прибегнуть к то ли отчасти сентиментальному, то ли символичному повороту. Несколько месяцев спустя Вероника, которая успела благополучно избавиться от чудовищного ребенка Сета, беременна теперь уже от Статиса, и живет с ним. Однажды она видит странный сон – про ребенка-бабочку, который вылупляется из кокона. Наверное, за этим должна угадываться некая трогательная идея, но в свете всего сюжета подобное выглядит скорее излишним – поскольку тема гибридов человека и насекомого в фильме уже и так раскрыта более чем достаточно.
Оригинальная концовка:
«Магазинчик ужасов» (1986)
Сеймуру Крелборну удается спасти свою возлюбленную Одри – и заодно весь мир – от плотоядного растения-гиганта «Одри Второй», которое он по чистому недоразумению взрастил в своем цветочном магазине. Утихомирив монстра навеки, Сеймур вместе с Одри переезжает в уютный дом в пригороде, и все, казалось бы, прекрасно – за исключением того, что на лужайке этого самого дома, на идеально ухоженной клумбе, уже растет маленькая копия «Одри Второй». Не иначе как плотоядное растение из космоса успело посеять свои семена.
Но как бы там ни было, эта концовка – мягко говоря – куда оптимистичнее той, что первоначально планировал режиссер Фрэнк Оз. В ней «Одри Вторая», все-таки добравшись до своего хозяина и его девушки, поедала их обоих. А затем, размножившись, создавала целую армию «клонированных» растений-убийц, которые захватывали мир. На тестовых показах зрителям такой поворот не понравился, поэтому от этой версии отказались в пользу «как бы счастливого» открытого финала – ведь кто знает, придет ли Сеймуру в голову прополоть свою клумбу?
Оригинальная концовка:
Читайте также: 10 лучших фильмов ужасов ХХI века
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
Малобюджетный фильм ужасов о студентах-кинематографистах, решивших снять курсовую работу о ведьме из Блэр (что, понятное дело, оказалось очень плохой идеей) известен по трем важным вещам. Во-первых, он заработал в прокате почти $ 249 млн при бюджете в скромные $ 60 тыс. Во-вторых, рекламной кампанией, которая представляла события фильма как произошедшие в действительности. В-третьих, тем, что его концовка оставалась неопределенной для самих его создателей почти до последнего момента (это стало известно уже много лет спустя).
В утвержденной версии концовки Хэзер и Майк оказываются в странном заброшенном доме, из подвала которого, как им кажется, доносились крики о помощи их друга Джоша. В этом подвале на Майка нападает какая-то невидимая сила, и его камера падает на землю. В последних кадрах мы снова видим Майка через объектив камеры Хэзер, спустившейся в подвал вслед за ним: Майк неподвижно стоит в углу пустой комнаты лицом к стене. Затем Хэзер тоже атакует кто-то или что-то, после чего ее камера отключается.
Казалось бы, достаточно мрачно и волнительно, однако такая концовка показалась кинокомпании Artisan Entertainment слишком неопределенной, из-за чего было отснято несколько альтернативных, включая такие версии, где Хэзер обнаруживала Майка повешенным или распятым на одной из зловещих фигур из хвороста, сделанных якобы самой ведьмой из Блэр. В результате режиссеры Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес все же сделали выбор в пользу более простой концовки, но и более таинственной, и оказались вполне правы – кассовые сборы картины тому подтверждение.
Оригинальная концовка:
«Спуск» (2005)
В «Спуске» группа молодых женщин-спелеологов после обвала застревает в неисследованной пещере, где хозяйничают человекоподобные плотоядные твари, а они совсем не рады гостям. Мало того, между самими главными героинями при этом не все гладко. В конце все девушки погибают, кроме Джуно и Сары. Ранив Джуно в ногу после борьбы, Сара оставляет наедине с хозяевами пещеры (ранее Джуно не только предала их подругу, но и, как выясняется, была любовницей мужа Сары – месть страшная шутка). Сара выбирается из пещеры и уезжает на свой машине – где ее настигает призрак окровавленной Джуно, после чего Сара приходит в себя – вновь в пещере. Оказывается, что все это было галлюцинацией, и выбраться ей не удалось, а пещерные обитатели уже приближаются к своей последней жертве.
Что же было в альтернативной концовке? В американской прокатной версии «Спуск» заканчивался банальным скримером – то есть обрывался на том моменте, когда Сара внезапно видит рядом с собой в машине мертвую Джуно. Каким бы жестоким ни было содержание остального фильма, но гибель Сары в пещере все равно сочли «излишне мрачным и депрессивным концом». На этом фоне британская версия с галлюцинацией выглядела намного смелее и однозначнее, делая фильм вполне самодостаточным (хотя в итоге у него и появился довольно-таки посредственный сиквел «Спуск 2»).
Оригинальная концовка:
«Прочь» (2017)
Дебютный сатирический фильм ужасов режиссера Джордана Пила – одна из самых ярких лент 2017 года, получившая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Фильм рассказывает о том, как темнокожий молодой человек Крис в один прекрасный день поехал знакомиться с семьей своей девушки, а оказался втянут в зловещую историю с похитителями тел темнокожих людей («Темнокожие сейчас в моде»).
В конце, выстояв в схватке со всем семейством Армитидж, желавшим подселить в его тело личность белого человека, Крис пытается сбежать, но ему мешает его бывшая «девушка» Роуз, которая не намерена отпускать его просто так. Они борются, когда внезапно подъезжает полицейская машина. Раненая Роуз пытается выдать себя за жертву нападения, но тут оказывается, что за рулем сидит лучший друг Криса Род. Таким образом правда торжествует и Крис уезжает вместе с Родом, а Роуз остается предоставленной самой себе.
В альтернативном эпилоге после прибытия полицейской машины все оборачивается, напротив, вполне предсказуемо: Криса арестовывают. Позднее мы видим Криса в тюрьме, где он отбывает срок за убийство семейства Армитидж, и его навещает Род, чтобы попытаться выяснить, что произошло на самом деле. На его вопросы Крис отвечает только: «Все хорошо. Я сумел это остановить». Такой конец значительно изменил бы всю интонацию фильма, но, к счастью, Джордан Пил в итоге выбрал более оптимистичный финал, заодно закончив фильм максимально неожиданным образом.
Оригинальная концовка: