​«Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»: Обычная жизнь необычной женщины

На Beat Film Festival 2018 показали фильм о легендарной американской певице и поп-иконе 80-х.

Лента раскрывает жизнь артистки со всех сторон. Детство на Ямайке, строгие родители, переезд в США, переезд в большой город, первые музыкальные шаги, работа в студии, мировая слава, рождение сына и внучки. Концертные выступления перемежаются бытовыми съемками, но режиссер принципиально не стала разделять личную и творческую жизнь певицы. Грейс Джонс воплощает в себе сочетание экстравагантности и элегантности, и в ее случае сценический образ неотделим от характера. Она не боится говорить, что думает, не боится отстаивать свои права и точку зрения, но при этом не скатывается до оскорблений, будь то музыканты, не явившиеся в студию, или запись для французского телевидения, показавшаяся ей пошлой.

Кадр из фильма «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»

Фильм Софи Файнс никак нельзя назвать стандартной документалкой о знаменитом человеке. Режиссер не вмешивается в повествование и не сосредотачивается на самых известных моментах жизни Джонс. Рассказов о семье и воспоминаний о детстве здесь куда больше, чем воспоминаний о работе с Уорхолом, романе с Лундгреном, вечеринках «Студии 54» и съемках в «бондиане». В интервью The New York Times певица призналась, что обычно не показывает свои уязвимые черты, но после работы над фильмом почувствовала себя достаточно сильной, чтобы раскрыться перед миром со всех сторон. Файнс стремилась показать Грейс Джонс не столько как яркую и влиятельную фигуру поп-культуры, сколько как артистку и человека. «Она не бренд, а артист», – рассказала режиссер в интервью Pitchfork.

Кадр из фильма «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»

Делая фильм о легендарной женщине, сложно не коснуться темы феминизма, особенно когда та известна своим ярким андрогинным образом. И без этого, конечно, не обошлось. Но здесь нет манифестов и девизов, потому что жизнь Грейс – манифест и девиз сама по себе.

Софи и Грейс познакомились, когда Файнс снимала фильм о брате артистки – Ноэле Джонсе и его сообществе пятидесятников. После знакомства Файнс и Джонс поняли, что их обеих интересуют визуальные средства выразительности. Через полтора года Грейс связалась с Софи и сказала, что одна телекомпания предложила певице снять фильм о ней. Джонс добавила, что она не хочет делать банальную картину и предложила режиссеру поработать вместе. Никаких спонсоров и инвесторов «со стороны» у фильма не было, что дало им полную творческую свободу.

Кадр из фильма «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»

«Мы ждали вас много лет, но это того стоило!» – кричат зрители певице после окончания концерта. Они абсолютно правы – на своих выступлениях Джонс действительно выкладывается. В конце фильма певица признается, что ей не может помешать ничто, даже если свет в зале погаснет, а с декорациями будут проблемы. Она всегда умеет производить впечатление – это заметно даже по простым бытовым разговорам. Как и всякому по-настоящему талантливому и харизматичному человеку, ей не чужда самоирония. Фильм даже начинается с фразы «Я просто валяю дурака».

Кадр из фильма «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища»

19 мая Грейс Джонс исполнилось 70 лет, однако этой темы фильм почти не касается, хотя и не скрывает – в кадре появляется внучка певицы, а в конце ленты ей задают вопрос, боится ли она одиночества. Ответ отрицательный: «То, что я одна, не значит, что я одинока». Артистка с годами практически не изменилась – как внешне, так и по поведению. На одной из семейных посиделок звучит фраза «Джонсы с годами становятся лишь моложе» – к Грейс она относится в полной мере.

Читайте также