12 июля в прокат выходит третья часть веселой саги «Монстры на каникулах». Идеолог, сценарист и режиссер проекта Генндий Тартаковский остается верен себе: в фокусе, помимо сложных семейных отношений, переосмысление клише, что монстры сплошь злодеи и кровопийцы. Помимо хорошего гуманистического посыла, что каждый монстр может интегрироваться в человеческую жизнь, изюминка всех частей трилогии – озорные шутки, забавные реплики, отсылки к знаменитым фильмам и море позитива. Хотите узнать, что же так повлияло на Дракулу, что он заговорил на неизвестном языке – ответ ищите в нашей рецензии. Поплыли!
Дочь Дракулы Мэвис давно уже выросла, замужем за человеком Джонни и воспитывает непоседливого сынишку Денниса. Она считает, что ее отец слишком много работает (напомним, он управляет огромным отелем в Трансильвании) и ему нужны перемены. Действительно, Дракула больше не пугает людей, не пьет кровь, так как в ней «полно холестерина и всякой химии», живет обычной жизнью и пользуется современными технологиями. Но годы идут, возраст берет свое, и у великого графа Дракулы наметился личностный кризис... Чтобы отвлечь отца от грустных мыслей, Мэвис покупает для всей семьи круизный тур на огромном лайнере. «Тот же самый отель, только на воде», – сетует Дракула, но в путешествие отравляется. Вместе с ним едут все посетители и работники отеля, поэтому их вояж точно будет нескучным и полным сюрпризов.
Тартаковский продолжает свою сценарную линию, которую начал еще в первой части. Его переосмысление «монстрических» персонажей из книг и фильмов в 2012 году стало смелым решением. Конечно, уже была «Корпорация монстров» 2001 года студии Pixar, но те «страшные» герои больше напоминали плюшевых зверей из детского кошмарного сна. Монстры Генндия Тартаковского максимально персонализированы, правдоподобны и разношерстны – они собраны со всего света. Это и создание Франкенштейна, и Мумия, и Бигфут, и многочисленное семейство Верфульфов, и Человек- невидимка, и Желе, и странные существа с множеством лап, глаз, щупалец. Братьям Винчестер из сериала «Сверхъестественное» явно есть на кого поохотиться.
В 2015 году вышел сиквел «Монстров на каникулах», в котором детско-родительский конфликт вампирского семейства перерастает в конфликт поколений. После второй части, которая, к слову, была тепло принята как детской, так и взрослой аудиториями, Тартаковский пытался развивать сольные проекты героев. Их «заморозили», поэтому спустя некоторое время он приступил к третьей части своей монструозной саги для студии Sony. Дочка повзрослела, внук подрос, теперь и Дракуле пора устроить личную жизнь – такой мыслью явно руководствовался Генндий Тартаковский при создании триквела. Чтобы совсем не скатиться к сюжету шаблонных слезливых мелодрам, режиссер решил ввести колоритного антагониста. Когда- то у отца Мэвис Дракулы был конфликт с родом Ван Хельсингов (отсылка к роману Брэма Стокера «Дракула», где Абрахам Ван Хельсинг был охотником за вампирами). Поэтому появление загадочного капитана «плавучего отеля» Эрики (внимательный зритель сразу поймет, что она из рода Ван Хельсингов) – прекрасная иллюстрация, что противоположности притягиваются, и это хорошо.
В триквеле «Монстров» не так много искрометных диалогов, как в первой части, и нет накала страстей, как во второй, однако новая встреча с полюбившимися героями дарит только приятные впечатления. Может, и получается не так страшно смешно, как раньше, но вполне достойно. Анимация, как и прежде, на высшем уровне. Персонажи прорисованы немного карикатурно, гротескно, не всегда с соблюдением пропорций, но это уже «особенности почерка» Генндия Тартаковского. Сюжет мультфильма ни на секунду не провисает, и за приключениями монстров на корабле внучки Ван Хельсинга интересно следить.
Детям 3-5 лет будут интересны анимационные персонажи «Монстров на каниукулах 3» и их шутки-прибаутки, а те, кто постарше, поймут нюансы затяжных конфликтов и их влияние на жизнь. Для взрослых, которые наверняка будут сопровождать юных зрителей на сеансах, в мультфильме приготовлено множество «пасхалок» и приятных бонусов. Например, героиня Эрики в некоторых моментах очень и очень напоминает Индиану Джонса (и не только костюмом), граф Дракула общается с голосовым помощником «Яндекса» – «Алисой», а в финале ленты «примирительной песней» станет зажигательная песня 90-х «Макарена».
Впрочем, есть в «Монстрах на каникулах 3» и несколько не совсем однозначных моментов. Шутка про «салют» не совсем уместна (лучше приготовить объяснения на случай расспросов со стороны ребенка), Джонни по поведению больше напоминает инфантильного подростка, чем отца семейства, а «кровная» вражда вампиров и Ван Хельсингов больше похожа на перебранку соседей. Однако позитивные впечатления однозначно перевешивают. Забавная походка Дракулы, его дикая неуверенность в себе после встречи с Эрикой, что ему даже пришлось говорить на трансильванском диалекте, шумные танцы монстров и селфи ведьм – все это вызывает смех, причем смеяться будут и дети, и родители. Генндий Тартаковский позволяет Дракуле «эволюционировать» в погоне за счастьем, чтобы донести маленьким и взрослым зрителям мысль, что будь ты хоть вампиром, единорогом, человеком – каждый имеет право быть тем, кем хочет.