«Скала» покоряет небоскреб. Пара слов о сюжете
Спецназовец Уилл Сойер после очередной операции по спасению заложников, на этот раз пошедшей по неожиданному сценарию, лишился ноги. Прошло несколько лет. Уилл женился на хирурге, которая оперировала его после инцидента, завел с ней двоих детей, и вот всей семьей они прибыли в Гонконг. Там Сойер, ныне эксперт по безопасности, получил заказ по оценке системы безопасности самого высокого и технологичного небоскреба на Земле перед тем, как туда смогут заселиться многочисленные жильцы. Но командировку Сойера омрачает вдруг нарисовавшаяся преступная группировка, лидер которой жаждет добраться до одной крайне ценной для него вещицы, хранящейся на самом верху, казалось бы, неприступной высотки. Поэтому бандиты захватывают здание и устраивают на расположенных где-то посередине этажах пожар, тем самым отрезая посторонним доступ к верхушке небоскреба. Теперь Сойеру предстоит спасти своих жену и детей, оказавшихся заложниками во всех смыслах накалившейся ситуации.
Пытался режиссер и автор сценария фильма Роусон Маршалл Тербер избежать этого или нет, но сюжет «Небоскреба» вызывает самые что ни на есть прямые ассоциации с первым «Крепким орешком». Главный герой, имевший непосредственное отношение к спецслужбам (в случае с персонажем Уиллиса – имеющий отношение к полиции), в одиночку отправляется спасать свою семью, оказавшуюся в заточении в кишащей преступниками высотке. Все довольно просто. И если в случае с культовым боевиком Джона МакТирнана сюжет работает предельно эффективно, то «Небоскреб» Тербера за довольно прямолинейной фабулой не скрывает ничего, за что зрителю бы можно было зацепиться. Более того, события подаются настолько серьезно, что происходящий на экране фестиваль серьезных мин временами становится сложно воспринимать. Ситуация, в которую попал главный герой, безусловно, близка к патовой, так что определенная доля серьезности здесь вполне уместна. Но все-таки стоит понимать, что прыгающий с подъемного крана в окно высотки, а затем раскидывающий профессиональных наемников Дуэйн Джонсон на протезе – это зрелище специфическое, а поэтому без юмора воспринимать его крайне затруднительно. Тем удивительнее и печальнее, что первый серьезный фильм Тербера, режиссера нескольких комедий, в том числе вполне добротной «Мы – Миллеры», получился столь твердолобым и напрочь лишенным самоиронии.
Неудачный замах на славу «Крепкого орешка»
Протагонист фильма в исполнении Дуэйна Джонсона получился ну уж слишком простым. Да, Уилл Сойер храбр, предприимчив и крепок. И даже протез вместо ноги ему не помеха. Однако за внешней солидностью не скрывается ничего такого особенного, благодаря чему главный герой «Небоскреба» запал бы в сердца зрителей. Если сыгранный Брюсом Уиллисом Джон Макклейн – это само воплощение крутизны, что выражается в его поступках, словах и даже мимике, то персонаж Джонсона обладает лишь харизмой самого актера, которую режиссер и сценарист фильма нисколечки не постарался приумножить. Хотя одна «фишка» у него все-таки есть. Речь о том самом протезе, который иногда выступает для Сойера этаким помощником в преодолении жизненных сложностей. Однако эта «особенность» не вызывает желания сопереживать главному герою. Пускай на протезе, но перед нами все же несокрушимый двухметровый Дуэйн «Скала» Джонсон, к которому сложно испытывать какую-то жалость. К тому же использование этого «инструмента» в самых разных ситуациях смущает своей нелепостью.
Третьесортные злодеи
Одной из сильных сторон «Крепкого орешка» легко можно назвать харизматичного злодея Ганса Грубера в прекрасном исполнении Алана Рикмана. В «Небоскребе» нам предлагают сразу нескольких плохишей. Каждый из них по-своему… банален и карикатурен – этакий парад неудачных злодеев из боевиков 80-х и 90-х. Любопытно, что не сразу понимаешь, кто же из этой унылой компании главный. Когда лидер все-таки «всплывает на поверхность», то становится совсем грустно, ведь из всей этой до боли безынтересно поданной и сыгранной братии он самый примитивный.
Сам небоскреб не впечатляет
От фильма под названием «Небоскреб» ожидаешь действительно неординарного воплощения гвоздя программы – многоэтажного здания. Тем более в данном случае высотка могла бы стать, так сказать, одним из действующих лиц этой истории. Но небоскреб в ленте Тербера реализован довольно просто и приземленно. Вся его якобы удивительная технологичность не далеко ушла от нашей с вами действительности (если вообще ушла), из-за чего оригинальных задач для решения перед главным героем не возникает. Поэтому и столкновение Сойера с этим небоскребом вышло дуболомным и лишенным фактора неожиданности. Возможно, если бы нам продемонстрировали более «умную» версию небоскреба, то наблюдать за противостоянием персонажа Джонсона и огромного здания было бы значительно интереснее, но увы.
Экшн-сцены «Небоскреба» примитивны
По большому счету «Небоскреб» – чистый боевик. Однако по меркам достойного представителя жанра образца 2018 года экшн-сцены, которые готовят зрителю создатели этой ленты, оставляют желать лучшего. Действие в фильме совершенно не радует изобретательностью постановки и настоящей зрелищностью, а скорее воспринимаются как что-то несерьезное и даже глупое. От фильма с производственным бюджетом в $125 млн ожидаешь большего.
Итог
«Небоскреб» – унылое зрелище, которое в качестве аттракциона кажется блеклым и порядочно отстающим от времени, а также нисколько не тянет на серьезное кино. Этот фильм опоздал лет на 30. Хотя даже в далеком 1988 году, когда вышел «Крепкий орешек», лента Роусона Маршалла Тербера по всем фронтам уступила бы образцовому боевику Джона МакТирнана.