Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Зои»: Пигмалион и робо-Галатея

Леа Сейду и Юэн МакГрегор в фантастической мелодраме, где конфликт и напряжение растворились в разговорах о чувствах.
22 июля 2018 0
Кадр из фильма «Зои»
Кадр из фильма «Зои»

В прокат вышла фантастическая мелодрама «Зои» с Леа Сейду и Юэном МакГрегором в главных ролях. Режиссером ленты стал Дрейк Доримус («Равные», «Новизна»), и он по-прежнему увлечен исследованием отношения между мужчиной и женщиной. Поместив героев в условное будущее, он задается вопросом: возможна ли настоящая любовь между человеком и не отличимым от человека роботом?

Сколько бы книг ни было написано, а фильмов и сериалов ни было снято, тема искусственного интеллекта по-прежнему остается невероятно актуальной и интригующей. Иногда создается впечатление, что психология роботов, киборгов, андроидов и других кибер-созданий исследована уже вдоль и поперек. Но это, конечно, не так. Вот и Дрейк Доримус, режиссер, чьи фильмы регулярно участвуют в главных смотрах американского независимого кино, «Сандэнсе» и «Трайбеке», решил представить на суд зрителей свою фантазию о тонкой душевной организации робо-людей. Так как Доримус уже успел набить руку на романтических мелодрамах, то в его новом фильме не будет сильного перекоса в научную фантастику, а будет много разговоров о чувствах и переживаниях.

Кадр из фильма «Зои»

Кадр из фильма «Зои»

Недалекое будущее. Коул (Юэн МакГрегор) и Зои (Леа Сейду) работают в компании, занимающейся тестированием людей на совместимость, подбором пар по алгоритму, экспериментами с таблеткой, вызывающей чувство первой влюбленности, и созданию роботов-синтетиков. Коул тяжело переживает развод с женой и создает Эша (Тео Джеймс) – новейшую модель робота-компаньона, идеального друга и возлюбленного, который никогда не бросит и не предаст. Улыбчивый и симпатичный Эш, внешне никак не отличимый от человека, начинает проявлять интерес к Зои, но сердце девушки уже занято – она влюблена в своего коллегу Коула. Зои решается проверить их с Коулом процент на совместимость. К ужасу Зои, программа выдает ноль процентов. Причина такого результата оказывается не в разных интересах или взглядах на жизнь, а в том, что Зои – сама синтетик, а ее работа в компании – это часть процесса социализации. Хотя Зои не уверена, что ее чувства зародились сами по себе, а не по прихоти Коула, робо-Галатея и ее Пигмалион все-таки решают попробовать быть парой и забыть, что один из них не настоящий человек.

Кадр из фильма «Зои»

Кадр из фильма «Зои»

У Доримуса есть странная и немного раздражающая способность превращать интересные и интригующие зачины историй в стандартные и предсказуемые фильмы. Так случилось с шаблонной антиутопией «Равные», где в тоталитарном обществе эмоции людей находились под запретом. Та же ситуация была и с романтической мелодрамой «Новизна», где не было ничего нового, кроме упоминания мобильного приложения для знакомств. Кажется, попади эти сценарии в более умелые руки – получились бы более глубокие и запоминающиеся ленты. Вместо того, чтобы заострить конфликт или поярче высветить проблему, Дрейк Доримус любит сглаживать острые углы и разбавлять любое зарождающееся напряжение.

Кадр из фильма «Зои»

Кадр из фильма «Зои»

Формально «Зои» выстроена безупречно: красивый визуальный ряд, выдержанный в спокойных приглушенных тонах, минималистичный саундтрек, стильные интерьеры, хорошие актерские работы – Леа Сейду и Юэн МакГрегор всеми доступными им актерскими средствами оживляют эту неторопливую и меланхоличную ленту. Но если вам не удастся настроиться на неспешный темп повествования, то вы увязните в фильме, как в зыбучих песках. Акварельная красота быстро приестся, а минуты экранного времени покажутся часами. Это, конечно, не провал, но повторение уже пройденного материала: не в техническом прогрессе счастье. На фоне ярких и самобытных картин об отношениях человека и искусственного интеллекта, таких, как «Из машины» Алекса Гарленда и «Она» Спайка Джонса, «Зои» выглядит, мягко говоря, блекло. Хотя, учитывая пристрастие режиссера к приглушенной цветовой гамме, это может прозвучать почти как комплимент.

Кадр из фильма «Зои»

Кадр из фильма «Зои»

«Зои» можно назвать упрощенным пересказом «Искусственного разума» Стивена Спилберга: роботы тоже умеют любить и заслуживают гуманного отношения к себе. Но если в фильме Спилберга мы эти истинны не просто получили, а прожили вместе с маленьким мальчиком-роботом, пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, то в «Зои» эти аксиомы нам хладнокровно предоставляются из рук персонажа, который сам до конца в них не верит. Что творится в голове у синтетического человека? Этого мы так и не поймем.

Кадр из фильма «Зои»

Кадр из фильма «Зои»

Если с роботами понятно, что ничего не понятно, то что же происходит с людьми в мире «Зои»? А с ними происходит что-то странное. Мир «Зои» населяют по большей части несчастные и неуверенные в себе люди. Они зачем-то проверяют свою совместимость с помощью компьютерного теста, как будто и правда готовы расстаться с человеком после долгих лет отношений, если компьютер выдаст им плохой результат. Легко подсаживаются на новый наркотик – изобретенную в компании Коула таблетку влюбленности. Идут в робо-бордель, чтобы просто поговорить. Вообще, весь мир «Зои» вертится вокруг романтических чувств, как будто эту вселенную создавала девочка-подросток. Согласитесь, довольно странно видеть взрослых и неглупых людей, которых ничего, кроме романтической влюбленности, в жизни не интересует.

Кадр из фильма «Зои»

Кадр из фильма «Зои»

Возможно, Дрейк Доримус хотел показать следующую ступень развития общества, когда все настолько пресытились сексом (появление роботов-проституток явно этому способствовало), что хочется просто с кем-нибудь спокойно полежать в кровати и пообниматься. Но на самом деле это выглядит не как возможная вариация будущего, а как инфантильная фантазия.Зачем тратить время на выстраивание отношений, идти на компромиссы, учиться понимать и прощать, когда можно купить себе робота-компаньона или забыться на пару часов, приняв таблетку?



В центре внимания

Поделитесь с друзьями