Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Преступления будущего»: Режь меня полностью

Биопанк о культе плоти, опасных методах и деформациях тела и духа. Мягко говоря, не лучший фильм Дэвида Кроненберга.
1 сентября 2022 0
Кадр из фильма «Преступления будущего» (2022)
Кадр из фильма «Преступления будущего» (2022)

Новый «телесный» фильм Дэвида Кроненберга, несомненно, странный. Начинаются «Преступления будущего» с убийства спящего ребенка, а заканчиваются публичным вскрытием его тела. Будущее наступило. Человечество победило боль, но вместе с тем у людей начались мутации: в их телах растут новые органы, которые демонстративно извлекают, превращая операцию в андеграундный перформанс. Люди с детским любопытством режут себя в поисках острых ощущений.

Мрачный Вигго Мортенсен, который у Кроненберга скрывал криминальное прошлое и голышом дрался в бане, выступает одним из таких модных художников. На глазах изумленной толпы из него ритуально вырезают органы, чтобы остановить мутацию – тело его убивает. В конце фильма Кроненберг крупным планом превращает этого героя-мазохиста в мученика, напоминающего дрейеровскую Жанну д'Арк. А еще страдающий творец, оказывается, работает на полицию нравов, но это совсем другая история.

«Преступления будущего» – первый боди-хоррор Дэвида Кроненберга со времен «Экзистенции» (1999), где самые азартные тоже экспериментируют с плотью. В новом фильме проявляется любовь режиссера к трансгрессии и фетишизации тела. Гляньте хотя бы на фрика с ушами по всему телу и зашитыми глазами и губами. Кроненберг показывает, на что идут люди, чтобы оставаться «людьми». Одни, адепты новой веры, поедающие пластик, как зеленый сойлент, не удаляют органы, потому что будущее неизбежно, метаморфозы необратимы. Другие, как главный герой, бунтуют против постчеловеческой эволюции, сражаются со своей сутью, потому что иначе придется отказаться от перформанса, который придает жизни смысл.

Добавьте к изуродованным телам с язвами и опухолями, дырами и шрамами размышления о том, что тело – новая реальность, хирургия – новый секс, боль – новое удовольствие. И мы помним, что у Кроненберга весь мир – игра, и что реальности нет, и смерти нет, а есть мутация. Метаморфозы физические – метаморфозы душевные. Человек подключен трубками к живым механизмам, он отрицает секс в общепринятом смысле слова и восхищается деформацией тела, и все это выглядит одновременно как дар и проклятие.

«Преступления будущего» – как бы антиутопическое предупреждение. Камерная фантастика о чудесах человеческого тела демонстрирует боль буржуазного художника, который философствует о природе творчества как о форме познания. Недаром Дэвида Кроненберга называют хирургом. Герой Мортенсена – автопортрет режиссера, а изящное вскрытие плоти – новый вид шоу-бизнеса. Для канадского классика первична метафора, а не сюжет с гротескными образами, поэтому смотреть вялую картину, лишенную изобретательных приемов, интриги и драйва, агрессии и секса, попросту скучно.

«Если полиция найдет тело и проведет вскрытие, что они найдут внутри?» – спрашивает герой Вигго Мортенсена. «Космос», – отвечает ему мать, убившая сына. А потом звучат возбужденные признания: «Взгляд на тебя наполнил меня желанием вскрыть свое лицо». И все в таком духе. Здесь каждый жаждет вскрыть и вскрыться. Физически, эмоционально, метафорически, артистически. Бесконечная болтовня о теле без души. Дэвид Кроненберг сделал детективный фильм ужасов, но без детектива и ужасов. Это вам не «Видеодром» с управляющим человеком телевизором, не «Судороги» с обществом во власти паразитирующего червя и не «Автокатастрофа», где смерть, шрамы и костыли возбуждают.

Получился разговорный фильм без буйства авторской фантазии. Конечно, можно рассуждать о том, что в этом и есть смысл диковатого мира, где соединяются футуризм и архаика и торжествуют извращения и расчеловечивание. Однако Кроненберг толкает свою любимую идею фикс о саморазрушающемся человеке без новаторства и радикализма. Передел человеческого тела современной технологией – вот наша судьба. Тело мутирует и превращается в арт-объект, а главный герой вступает в борьбу с плотью. Но если человек видит себя только как тело, то и внутренняя красота будет лишь кровью и кишками.

Вспоминаются слова персонажа «Экзистенции»: «Я не понимаю, что происходит. Мы спотыкаемся в этом неоформленном мире, правила и цели которого неизвестны, кажутся неразборчивыми или даже не существуют». «Преступления будущего» удивляют только тем, что это сухое, строгое по форме, не сообщающее ничего нового произведение о красоте и уродстве сделал режиссер-моралист «Мухи» и «Видеодрома», где сказано то же самое, только убедительнее и увлекательнее, с провокацией и просвещением.



Поделитесь с друзьями