Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Спенсер»: Безумие принцессы Дианы

Кристен Стюарт в чувственной драме о том, какими невыносимыми могут быть королевские страсти.
8 декабря 2021 0
Кадр из фильма ​«Спенсер» (2021)
Кадр из фильма ​«Спенсер» (2021)

Диана Фрэнсис Спенсер – знаковая фигура конца 20 века. Печальная история ее отношений с королевской семьей до сих пор волнует людей, а кинематографисты продолжают посвящать Диане свои фильмы. 9 декабря в российский прокат выходит новая трагическая сказка о жизни принцессы Ди – костюмная драма «Спенсер» режиссера Пабло Ларраина («Джеки») и сценариста Стивена Найта («Острые козырьки»), в которой роль Дианы исполнила Кристен Стюарт. И это самая неожиданная и противоречивая картина о принцессе Диане, которая точно достойна внимания.

Чем интересен сюжет «Спенсер»

«Спенсер» не предлагает зрителям очередное переложение биографии принцессы Дианы – Пабло Ларраин и Стивен Найт рассказывают интимную и эмоциональную историю, которая погружает зрителей в переживания сломленной женщины. В фильме даже нет привычных для байопиков «документальных» вставок, освещающих, например, подробности развода Дианы и принца Чарльза и то, как погибла принцесса Ди. Авторы поведали свою версию событий, которые привели к разрыву Дианы и Чарльза.

На дворе декабрь 1991 года – канун Рождества. Семья королевы Великобритании Елизаветы II (Стелла Гонет) отправляется на праздничные каникулы в Сандрингемский дворец в графстве Норфолк. Диана прибывает на празднование последней – она заблудилась по дороге, хотя резиденция расположена в деревне, где она родилась. Принцессе предстоит пережить три дня совместного отдыха с мужем Чарльзом (Джек Фартинг), который не особо скрывает свои отношения с любовницей, и его высокомерными родственничками. Как раз за этот мучительный уик-энд Диана принимает решение развестись с Чарльзом.


Не обычный байопик

Кадр из фильма «Спенсер» (2021)

Кадр из фильма «Спенсер» (2021)

«Спенсер» опускает многие детали из биографии принцессы Дианы. Ларраин и Найт отказались от обычной структуры байопика с жизнеописанием любимой всеми принцессы Ди – вместо этого они предлагают чувственный рассказ о подавленном человеке. В центре внимания – простая женщина, ценящая теплоту человеческих отношений: она попала в тесный круг хладнокровных, «каменных» людей и чувствует себя здесь, мягко говоря, неуютно. Фильм отправляет зрителей в путешествие по психическому состоянию Дианы в период, когда она оказалась на грани срыва.

Принцесса Диана не просто рыдает и жалуется на свою несчастную жизнь в чуждой ей бездушной роскоши. Она отторгает окружающую ее действительность буквально телом – страдает от пищевого расстройства и испытывает необходимость причинить себе физическую боль. Диана совершает безумные поступки: проглатывает жемчуг, подозрительно похожий на тот, что есть у любовницы супруга, и сбегает в заброшенный дом своего детства. Помутнение рассудка достигает пика, когда Диана видит галлюцинации с Анной Болейн (Эми Мэнсон) – в 16 веке та поплатилась отрубленной головой за своенравный характер.


Триллер вместо драмы и немножко комедии

Кадр из фильма «Спенсер» (2021)

Кадр из фильма «Спенсер» (2021)

В плане атмосферы «Спенсер» подчас больше напоминает не биографическую драму, а психологический триллер. Это идеальный формат для выбранной авторами концепции путешествия по тревогам Дианы. При этом в фильме не происходит никаких жестких событий – за остроту истории отвечают поведение и шаткое эмоциональное состояние Дианы.

Благодаря проникновенной игре Кристен Стюарт и крупным планам, сосредоточенным на эмоциях актрисы, мы кожей чувствуем замешательство и страх героини. Члены королевской семьи нервируют и заставляют перенять паранойю Дианы из-за их непроницаемых лиц. Праздничные посиделки с этой компашкой напоминают сцены из хорроров про зловещие семьи, а каникулы в стенах роскошного дворца пробуждают клаустрофобию.

Сама Диана не считает обитателей адской резиденции злодеями. Она прекрасно понимает, что в общем-то это неплохие люди – просто ей с ними не по пути. В то же время в окружении Дианы есть те, кто искренне желает ей добра: стилистка Мэгги (Салли Хокинс), шеф-повар Даррен МакГрейди (Шон Харрис) и, похоже, даже строгий Аластар Грегори (Тимоти Сполл), отвечающий за работу персонала резиденции, – зрителю после просмотра остается гадать об истинных мотивах Аластара. Чарльз тоже не так уж безразличен к Диане, как может показаться – под строгим джентельменским образом он скрывает неуверенность в себе. Однако доброта некоторых обитателей Сандрингемского дворца к Диане не делает фильм «Спенсер» менее тревожным.

Музыкальное оформление, тонко составленное Джонни Гринвудом из Radiohead, кидает зрителя от меланхолии к дикому ужасу. Поначалу мы растворяемся в апатии медленного действия фильма под успокаивающую фортепианную партию. А затем – взрываемся в электрических разрядах дикого саспенса, достигаемого волнующим крещендо от будто бы кричащих скрипок. Музыка становится полноценным персонажем, отвечающим за накал страстей в напряженной обстановке.

Однако в «Спенсер» есть сцены, позволяющие зрителю немного расслабиться и отдохнуть от мрачного настроения картины. В повествование неожиданно врывается легкий юмор, который иллюстрирует жизнерадостность и игривость Дианы. Особенно теплыми оказываются сцены, где она проводит время с сыновьями. Благодаря ребяческим шуткам Дианы и ее детей фильм о неприязни и дискомфорте становится уютнее. А в сцене, когда Диана вырывается из душной золотой клетки, зритель вместе с ней с облегчением выдыхает и расплывается в улыбке.


Итог – так в чем противоречивость фильма «Спенсер»

Кадр из фильма «Спенсер» (2021)

Кадр из фильма «Спенсер» (2021)

Перед просмотром «Спенсер» ожидаешь тихую драму о душевных муках с живописными сценами и элегантными костюмами – таким фильм и оказывается. Но в то же время у него припасено много сюрпризов. Зритель попадает в вихрь безумств Дианы, которая распаляется из-за давящих на нее стен дворца, многозначительных взглядов королевских особ и невыносимого шума от вспышек фотоаппаратов. «Спенсер» показывает, что при психической неустойчивости любая мелкая деталь может привести к катастрофе.

«Спенсер» разочарует зрителей, желающих основательного изучения истории и жизненной драмы принцессы Дианы. Киноверсию Дианы Спенсер ошибочно могут посчитать капризной страдающей дивой – это даже обыгрывается в самом фильме. В то же время «Спенсер» вызовет восторг у тех зрителей, которые жаждут увидеть крепкую психологическую драму, раскрывающую историю потерянного, оказавшегося чужим среди своих человека. Картина не о внешнем, а о внутреннем – это и делает опыт просмотра «Спенсер» таким особенным.





В центре внимания

Поделитесь с друзьями