Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Мария»: Последняя ария дивы

Анджелина Джоли в самом эмоционально крепком фильме «женской» трилогии Пабло Ларраина.
30 ноября 2024 0
Кадр из фильма «Мария» (2024)
Кадр из фильма «Мария» (2024)

Пабло Ларраин завершил трилогию о знаменитых женщинах фильмом «Мария», посвященном легенде оперы Марии Каллас – в российском прокате его можно увидеть с 28 ноября. Над «Марией» Ларраин вновь работал со сценаристом картины «Спенсер» (2021) Стивеном Найтом. Диву сыграла не менее возвышенная Анджелина Джоли – она пусть и не гречанка, как Каллас, зато передала царственную натуру певицы. Театрально захватывающее «продолжение» «Джеки» (2016) и «Спенсер» стало насыщенным эмоциями финалом серии.

Дива умерла. Ее музыкальное наследие будет жить вечно. Так начинается фильм – со сцены с мертвой Марией Каллас. Оперная певица скончалась в 1977 году в возрасте 53 лет от сердечного приступа. Она умерла в своей парижской квартире, которую практически не покидала последние годы жизни. На закате дней Каллас страдала от проблем со здоровьем, которые вкупе со снижением веса могли повлиять на потерю голоса. Коллеги и знакомые певицы считали, что обилие сложных ролей и ее душевное состояние тоже сказались на голосе. Основной хронометраж посвящен неделе из жизни Марии Каллас до трагического конца – финальной ноты, которую она лирично исполнила, вытолкнув из себя все накопившиеся за годы эмоции.

Каллас покинула сцену и живет в изоляции от общества. Однако она все равно иногда прогуливается по улицам Парижа – чтобы не только насладиться местными красотами, но и получить парочку комплиментов от поклонников. Потому что Каллас – дива, а диве важно напоминать о статусе, несмотря на увядание. Без доли стеснения дива-Каллас цитирует себя и представляется живой книгой-автобиографией – уникальной и богатой на удивительные подробности. Смотрит на всех свысока, но в то же время нежно и с почтением – потому что дива пусть и далека от народа, но благородна и человечна. Даже дома, наедине с заменившими ей родню дворецким Ферруччо (Пьерфранческо Фавино) и служанкой Бруной (Альба Рорвахер), дива пусть и дает волю эмоциям, но держит голову высоко поднятой.

Кадр из фильма «Мария» (2024)

Кадр из фильма «Мария» (2024)


«Джеки» и «Спенсер» посвящены личной жизни Жаклин Кеннеди (Натали Портман) и принцессы Дианы (Кристен Стюарт). В переживания первой зрителей погружали через призму трагической смерти мужа, второй – через сложные отношения с королевской семьей. «Мария» – единственный фильм трилогии, сосредоточенный на творческой личности и ее карьере. Оттого казалось, что по части эмоций фильм будет самым сухим. Однако после чрезмерно слезливой «Джеки» и меланхоличной «Спенсер» «Мария» стала эмоциональным центром серии.

Пабло Ларраин создал тонкий портрет сломленной женщины, когда-то обладавшей огромной силой влияния – и вмиг ее потерявшей. В последнюю неделю жизни Мария Каллас тайно ходит на эдакие прослушивания. Певица исполняет знакомому музыканту партии из некоторых знаковых арий, а он помогает ей понять – есть ли шанс вернуться на сцену. В этих чувственных моментах режиссер сопоставляет сцены из настоящего и прошлого, чтобы наглядно показать падение дивы. Тогда: Мария Каллас в свете софитов покоряет завороженную публику глубоким вокалом. Теперь: одиноко и немного неловко пытается выдавить из себя прежнюю «я», пока растерянная служанка произносит неискреннее «Это было блистательно», а пианист жалостливым взглядом глубже погружает диву в тень.

Анджелина Джоли выдала одну из лучших ролей в карьере – актриса правдоподобно изобразила сложного, противоречивого человека. Мария Каллас была известна как вспыльчивая натура с тяжелым характером. Поэтому даже в уютных, казалось бы, домашних сценах – где-то между строк и в мимолетных изменениях в мимике читается напряженность. Мария – женщина из бедной семьи – учтиво предлагает дворецкому прекратить слушать ее капризные просьбы туда-сюда двигать рояль. Все-таки у него спина больная. В следующей сцене добившаяся мирового успеха Каллас все также мягко улыбается и, не повышая голос, смеряет дворецкого прожигающим взглядом и требует дальше катать по квартире треклятый инструмент. Ведь он посмел ослушаться и указывать диве, что и когда ей следует делать. Впрочем, при всей своей строгости Мария любит Ферруччо и Бруну, что выражает в трогательной сцене с игрой в карты.

Кадр из фильма «Мария» (2024)

Кадр из фильма «Мария» (2024)


Анджелина Джоли по-особенному раскрывается во время пения, отбрасывая маску холодного спокойствия и выплескивая эмоции. Также интимными оказываются беседы Каллас с вымышленным интервьюером, которому она изливает душу, и вызванные таблетками галлюцинации с музыкантами. «Мария» – нетипичный байопик с хроникой жизни знаменитости, как и две предыдущие картины трилогии. Пабло Ларраин вкраплениями показывает некоторые ключевые моменты из жизни Марии Каллас, но вновь сосредотачивается на определенном периоде. При этом мелодраматичных шаблонов предостаточно. Тут и нежелающая покидать постель страдающая звезда, и склоки со слугами из-за наплевательского отношения дивы к своему здоровью. Не обошлось без столкновения скандально известной своим горячим темпераментом певицы с наглым репортером и сентиментальных флэшбеков о трудной юности. Такие типичные для байопиков эпизоды могут утомить. Однако игра Джоли заставляет забыть о механичном чередовании клише, погружая в душевные терзания героини.

Вокал Анджелины Джоли выглядит в большей степени убедительно – особенно когда она меняется в лице при переходах на высокие ноты. Хотя, очевидно, куда естественнее получилось бы, будь вокал настоящий. Джоли тренировалась перед съемками более семи месяцев. На площадке актриса действительно пела, чтобы игра не была притворной. Однако до Каллас ей далеко, поэтому при монтаже их голоса свели, оставив доминирующим вокал оперной дивы. Пабло Ларраин заявил, что в финальных сценах от голоса Джоли осталось около 60%, и это были самые запоминающиеся моменты картины. Поскольку надломы в исполнении и его эмоциональная глубина позволили актрисе завершить последнюю песню дивы, желающей петь уже не для мира, а для себя, на душераздирающей ноте.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями