Ошибаются все – даже именитые режиссеры, которые снимают крутые блокбастеры с огромными бюджетами. Некоторые из них признают свои неудачи, другие винят в провале кого угодно, вплоть до злого рока (но чаще все-таки продюсеров и студию). В нашей подборке речь пойдет о фильмах, которые, по мнению их создателей, получились такими неудачными, что лучше бы их вообще не было. Хотя, впрочем, некоторые из них не так уж плохи.
«Таверна "Ямайка"» (1939)
Режиссер Альфред Хичкок
При съемках фильма Альфреда Хичкока по мотивам одноименного романа Дафны Дюморье произошел курьез: видный (в то время) голливудский актер по имени Чарльз Лоутон умудрился подмять весь съемочный процесс под себя, игнорируя указания даже самого Хичкока. Так как Лоутон был продюсером и купил права на экранизацию романа, он стал диктовать на съемочной площадке свое видение, причем распоряжался не только насчет сценария, но даже насчет работы операторов. В то время Лоутон действительно был одной из самых крупных звезд в Голливуде, но поступил как минимум странно, оттеснив не имевшего никаких рычагов воздействия на него Альфреда Хичкока и фактически переписав сценарий из мелочного желания получить больше экранного времени. Дошло даже до того, что концовка была изменен – по настоянию Лоутона, который очень хотел выдвинуть своего персонажа на первый план. Фильм окупился в прокате, но у критиков восторга не вызвал – все как один писали, что напряженная атмосфера романа Дюморье в нем совершенно не удалась. С момента своего выхода и по сей день лента «Таверна "Ямайка"» считается одним из самых слабых фильмов Хичкока. Сам режиссер назвал историю с «Таверной» «полным абсурдом» – и впредь сделал одним из своих требований, чтобы утвержденные на ведущие роли в его проекты актеры не пытались в обход него вносить какие-либо изменения.
«Дюна» (1984)
Режиссер Дэвид Линч
Дэвид Линч попал в режиссерское кресло экранизации романа Фрэнка Герберта «по стечению обстоятельств» – несмотря на то, что он не был знаком с самим романом и вообще скептически относился к научной фантастике. Несмотря на это, Линч разработал сценарий фильма, чей первоначальный хронометраж составил три часа. Из-за того, что этот вариант в итоге пришлось урезать на треть, как того требовали продюсеры, многие сцены оказались либо удалены, либо пересняты в «облегченном» варианте. Все кончилось тем, что Линч остался глубоко недоволен получившимся фильмом, который, по его словам, даже близко не передавал его истинное видение. Дэвид Линч даже отказался «подписывать» «Дюну» своим именем – оно было заменено на псевдоним Алан Смити, который используют, когда актер, режиссер или сценарист не хочет, чтобы его упоминали в титрах.
Читайте также: 10 плохих режиссеров, которые сняли только один хороший фильм
«Горец 2: Оживление» (1991)
Режиссер Рассел Малкэхи
Сиквел культового шедевра, ставший для его фанатов огромным разочарованием, один из тех немногих фильмов, чей рейтинг одобрения критиками на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes 0%, и просто чуть ли не один из худших фильмов в истории – все это «Горец 2: Оживление», снятый Расселом Малкэхи. Малкэхи был режиссером чрезвычайно успешной первой части франшизы – «Горец» (1986), и никто не ожидал провала, но что-то пошло не так. В отличие от «Горца», снятого в жанре фэнтези, в «Горце 2» зрителей поджидали антиутопия, киберпанк, мешанина из таймлайнов и, вдобавок ко всему, пришельцы из космоса. Сам Малкэхи объяснял недоразумение вмешательством продюсеров, которые не давали ему делать свою работу, и даже хотел, чтобы его имя убрали из титров. Правда, вышедшая несколько позднее режиссерская версия фильма выглядела намного более связной и смогла оправдать Малкэхи в глазах фанатов «Горца», но все же это случилось с ощутимым опозданием.
«Чужой 3» (1992)
Режиссер Дэвид Финчер
Сегодня Дэвид Финчер — признанный режиссер с узнаваемым фирменным стилем, на счету которого такие хиты, как «Семь» (1995), «Бойцовский клуб» (1999), «Зодиак» (2007), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) и «Исчезнувшая» (2014). Но во времена съемок «Чужого 3» Финчер, который прежде был клипмейкером, впервые сел в режиссерское кресло художественного фильма. Создание «Чужого 3» с самого начала сопровождалось постоянными проблемами. Написание сценария, который мучительно переделывался несколько раз, заняло более трех лет, члены съемочной команды неоднократно сменялись, а у самого Дэвида Финчера регулярно возникали разногласия с продюсерами. В основном эти конфликты были вызваны тем, что Финчер хотел отстоять свое (более глубокое) видение картины, но также споры возникали и по поводу бюджета, и из-за сроков. В результате, как только съемки были завершены, Финчер покинул проект и даже не принимал участия в монтаже. В дальнейшем он не раз вспоминал свою работу над «Чужим 3», как и сам фильм, недобрым словом и давал понять, что хочет вообще забыть ее, как страшный сон.
«Американская история Икс» (1998)
Режиссер Тони Кэй
Фильм «Американская история Икс» получил признание и зрителей, и критиков и до сих пор регулярно входит в самые разнообразные топы лучших фильмов. Все было бы прекрасно, если бы не конфликт между режиссером и исполнителем главной роли. Эдвард Нортон за свою карьеру заработал репутацию не только очень талантливого актера, но и актера, с которым бывает чрезвычайно сложно работать, в чем Тони Кэй убедился на собственном горьком опыте. Уже после того, как монтаж фильма был, казалось бы, завершен, в процесс вмешались студия и Нортон, который в соответствии собственным видением перемонтировал фильм так, что от замысла Кэя, по словам режиссера, мало что осталось. Посчитав картину безвозвратно испорченной, Тони Кэй ударился в судебные тяжбы со студией (свой моральный ущерб он оценил в $200 млн), не забыв потребовать, чтобы его имя удалили из титров (это желание так и не удовлетворили), а Эдварда Нортона назвав «самовлюбленным дилетантом».
Читайте также: 10 актеров и режиссеров, с которыми никто не хочет работать
«Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)
Режиссер Сэм Рэйми
Сэм Рэйми снял трилогию о Человеке-пауке, причем первые два фильма были тепло встречены зрителями и критиками и имели большой кассовый успех. Однако «Человека-паука 3», даже несмотря на значительные кассовые сборы, сам Рэйми оценил очень сдержанно, сказав, что «в этом фильме далеко не все получилось так, как должно было». По замыслу Рэйми, главным злодеем в фильме должен был стать Стервятник (а не Веном). Но, будучи под большим давлением из-за желания продюсеров добиться наибольшей эффектности, Рэйми был вынужден уступить, и количество суперзлодеев, которым должен был противостоять Человек-паук, в «Человеке-пауке 3» явно превысило разумные пределы. Рэйми, который изначально задумывал третьего «Человека-паука» совсем другим, назвал фильм «просто ужасным», а позднее отказался снимать четвертую часть и выбыл из проекта, так и не придя к соглашению со студией, диктовавшей ему свои условия.
«Фантастическая четверка» (2015)
Режиссер Джош Транк
Разгромные отзывы критиков и зрителей обрушились на «Фантастическую четверку» сразу после выхода на экраны, и Джош Транк (который посвятил работе над «Фантастической четверкой» целых три года) ответил в своем Twitter на критические рецензии, но не чтобы выступить в защиту собственного фильма. Транк сообщил, что фильм «мог бы быть несравнимо лучше», но только этого «уже никто никогда не увидит». Вскоре Транк удалил публикацию, но его слова быстро разлетелись и стали еще одним гвоздем в крышку гроба и для репутации «Фантастической четверки», и для кассовых сборов. В итоге «Фантастической четверке» досталось несколько «Золотых малин» и звание одного из самых худших (если не самого худшего) супергеройского фильма за последние несколько лет.
Смысл комментариев Транка был в том, что ему не дали снять тот фильм, который он задумывал, так как студия бесконечно вмешивалась в производство, сценарий переписывался, а сюжет был значительно видоизменен в пользу того, что в продюсеры сочли «сулящим больший коммерческий успех».