Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Все, что мне удалось вспомнить»: О чем рассказал Оззи Осборн в книге «Ozzy. Автобиография без цензуры»

Русский перевод книги поклонники Князя Тьмы ждали почти 10 лет.
2 августа 2018 0
Обложка книги «Ozzy. Автобиография без цензуры»
Обложка книги «Ozzy. Автобиография без цензуры»

В конце мая в издательстве «Эксмо» вышла книга «Ozzy. Автобиография без цензуры» – история жизни легендарного вокалиста группы Black Sabbath, ждавшая официального перевода на русский язык без малого 10 лет. Soyuz.Ru рассказывает, какой получилась книга одного из самых известных и бедовых рок-музыкантов 70-х.

Говорят, что в советские еще времена в одной продвинутой школе происходили регулярные баталии на тему того, кто круче всех в тяжелом роке: Led Zeppelin или Deep Purple. Дело в этом вопросе доходило до побоищ, и хуже всех при этом приходилось единственному поклоннику Black Sabbath: парню доставалось и от тех, и от других.

Оззи Осборн

Оззи Осборн

У группы, сделавшей себе имя на своего рода звуковых фильмах ужасов, и впрямь было немного шансов завоевать советского меломана, ждавшего от музыки или безбашенного отвяза, или до неприличия красивых мелодий. Зато карьера их бывшего вокалиста Оззи Осборна задалась так, что клип на песню «Crazy Train» в перестроечные времена попал в «Утреннюю почту», а сам Оззи на волне гласности, нового мышления и рок-фестивалей стал одним из хедлайнеров Московского международного фестиваля мира, получившего в западной литературе название «российского Вудстока». «Мы и представить себе не могли, насколько популярен Оззи в России», – говорила жена и менеджер певца Шэрон Арден. Тем удивительнее тот факт, что ее собственная книга «Экстрим, или Моя автобиография» появилась на русском спустя всего три года после оригинала, тогда как книгу самого Осборна, вышедшую еще в 2009 году, пришлось ждать втрое дольше. И все же терпение великая вещь: выход перевода книги, в оригинале называющейся просто «Я – Оззи», оказался приурочен к московскому концерту Великого и Ужасного в рамках прощального тура – уже второго по счету.

«Мой отец всегда говорил, что однажды я сделаю что-нибудь важное. "У меня есть предчувствие на твой счет, Джон Осборн, – говорил он мне, осушив несколько бутылок пива. – Ты либо сделаешь что-то очень особенное, либо попадешь за решетку». И мой старик оказался прав. В первый раз я загудел в тюрьму в неполных восемнадцать». Именно так, практически с места в карьер, начинается эта книга.

Оззи Осборн

Оззи Осборн

«Если кто-то считает, что в Ливерпуле в начале 60-х жить было весело, так нет – там был тот же "совок", только свой. Тот, от которого The Beatles так замечательно удрали», – писал в свое время Борис Гребенщиков. Такой же «совок» был и в послевоенном индустриальном Бирмингеме: виды на разбомбленные дома, помойные ведра вместо унитазов, школа, учителя которой понятия не имеют, что такое дислексия и синдром дефицита внимания, и перспектива получить золотые часы после 30 лет настройки автомобильных клаксонов и линчевания коров на скотобойне. И именно парни из Ливерпуля пришли на помощь парню из Бирмингема.

«Когда игла проигрывателя легла на диск, у меня в голове разлился свет. Возможно, вам покажется, что я преувеличиваю, но тогда мне впервые показалось, что жизнь обрела смысл».

Следующим шагом к спасению стало объявление «Оззи Зиг ищет группу», знакомство с будущими участниками Black Sabbath, а все остальное, как говорится, история: выступления в местных танцзалах, школа мужества в Гамбурге (подобно тем же «битлам»), и счастливый билет, вытащенный благодаря удачной идее Тони Айомми и моде на оккультизм. А за этим последовало то, что обычно сопутствует успеху – девочки, пьянки и прочие радости жизни, сведшие в могилу и куда более крепких и молодых бойцов рок-н-ролла.

Black Sabbath, 1971 год

Black Sabbath, 1971 год

Впрочем, тем и хороша эта книга, что в ней описывается не только рок-н-ролльный угар, но и все что угодно и на любой вкус. Эксклюзивные истории, каких больше нигде не прочтешь? Как насчет случая, позволившего зеленым (и называвшимся по-другому) Black Sabbath занять на сцене место уже известных Jethro Tull и впечатлить их лидера, чуть не развалив из-за этого группу? Истории альбомов и песен? Если ваше знакомство с Sabbath началось со знаменитого пятого альбома, то ему здесь уделено больше всего внимания: от подробностей записи до группы Golden Earring как способа преодолеть творческий кризис. Юмор? Не пропустите по-своему деликатный эпизод, который так и хочется назвать «Усыпляем Оззи для операции»: если вы способны представить его во всех подробностях и не покатиться при этом со смеху, значит, с вами что-то не так.

Кстати, попутно Оззи наконец-то дает понять, в чем именно заключался его вклад в музыку группы:

«Тони придумывал риффы, Гизер слова, я - мелодию, а Билл свою дикую барабанную партию. Вклад каждого был в равной степени важен, поэтому и получать все должны были поровну».

Black Sabbath, 2016 год

Black Sabbath, 2016 год

Увы, после ухода из Black Sabbath мушкетерской дружбе временно пришел конец – вплоть до скандала с концертным альбомом Оззи «Talk Of The Devil», выход которого «уронил» продажи аналогичного продукта его бывших друзей. Разумеется, Осборн об этом тактично умалчивает – как и о подробностях судебных споров с бывшими коллегами Бобом Дэйсли и Ли Керслейком, помогавшим ему записать два первых и лучших альбома. Недоплаченные деньги за выступления, «посторонние» музыканты в выходных данных второго альбома, скандальная перезапись 2002 года – обо всем этом либо нет ни слова, либо упоминается вскользь, что, впрочем, для мемуаров обычное дело.

Зато если и есть в этой книге тема, по поводу которой Оззи высказывается едва ли не с бесстыдством, то это его более чем длительные отношения с наркотиками и алкоголем. «За последние 40 лет я принимал алкоголь, кокс, кислоту, метаквалон, клей, микстуру от кашля, героин, флунитразепам, клоназепам, викодин и много других веществ с длинными названиями, которые не поместятся в этом списке», – заявляет он на первой же странице книги, которую следовало бы читать и в виде пособия о том, как не стоит жить, если не хочешь прежде времени откинуть копыта и/или потерять семью. Не оставляет Оззи в стороне и многочисленные загулы, один из которых едва не завершился гибелью Шэрон, и методично перечисляет едва ли не все вещества, которые употреблял как минимум до середины нулевых. «Утром я выпивал ящик пива, в обед выкуривал тонну травы, потом пытался вновь проснуться с помощью спидов, а потом шел на пробежку», – а герою уже сильно за 50, и он уже отказался от более тяжелых наркотиков и выпивки! Быть может, эти слова – преувеличение, но, зная образ жизни рокеров, очень возможно, что нет.

Свадьба Шэрон Арден (Леви) и Оззи Осборна, 1982 год

Свадьба Шэрон Арден (Леви) и Оззи Осборна, 1982 год

А между тем за оболочкой наркомана и алкоголика в этой книге скрывается по-настоящему лирический герой – та часть его натуры, которая до сих пор переживает, что Оззи был далеко не идеальным сыном и еще худшим отцом, и которой принадлежат безукоризненно мелодичные «Goodbye To Romance» и «Dreamer».

«Чем хуже мне было, тем больше я переживал, что Шэрон уйдет от меня. А чем больше я переживал, тем хуже мне было. На самом деле, я не мог понять, почему она до сих пор не ушла. Я слышал, как люди говорят: "О, твоя жена просто любит деньги". Но дело в том, что только благодаря ей я жив и могу их зарабатывать. А еще люди забывают о том, что, когда мы познакомились, деньги были как раз у нее, а не у меня. А я был без пяти минут банкротом. Итог: Шэрон спасла мне жизнь, Шэрон и есть моя жизнь, я люблю ее».

Шэрон и Оззи Осборн, 2015 год

Шэрон и Оззи Осборн, 2015 год

Говоря о книге, стоит сказать пару слов и о переводе, сделанном при участии известного музыкального журналиста Алексея Певчева: с одной стороны, если сравнить его хотя бы с фанатскими переводами, можно отметить, что официальный вариант более приглажен, что хорошо для привыкших к литературному слогу, да и звучит местами удачнее, чем переводы фанатов. С другой – увы, именно в силу литературности перевод потерял некоторую часть разговорного своеобразия оригинала и не свободен от ошибок: один из бывших гитаристов Оззи именуется Генри Торме вместо Берни, Тони Айомми получает травму, лишающую его «кончиков пальцев» вместо подушечек (распространенная ошибка, но от того не менее печальная), а из-за недосмотра то ли корректора, то ли редактора можно наткнуться на фразу типа «Мы заработали денег наполовину разбавленного пива на шестерых». И если не обратиться к оригиналу или альтернативному переводу, остается непонятным, то ли само пиво было наполовину разбавлено, то ли каждому из шестерых досталось по полбокала разбавленного нектара. К счастью, таких ошибок не очень много, а сам по себе выход книги, безусловно, событие, и нет сомнения в том, что она займет достойное место на полке многих российских поклонников Князя Тьмы.

«Я хочу, чтобы меня положили в землю в каком-нибудь красивом саду, а на могиле посадили дерево. Желательно дикую яблоню, чтобы мои дети могли сделать из меня вино и нажраться в говно».

Пожалуй, такими словами мог завершить свою книгу только Оззи Осборн – и надо сказать, что для человека, «нажиравшегося в говно» 30 с лишним лет, вспомнил он поразительно много. И то, что он вспомнил, стоило того, чтобы поведать об этом.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями