17 августа исполняется 75 лет легенде Голливуда – Роберту Де Ниро. В честь этого знаменательного события вспоминаем разные, но безоговорочно выдающиеся образы дважды оскароносного актера, покорившего сердца миллионов ценителей кино.
«Крестный отец 2» (1974)
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Роли преступников занимают в прямом и переносном смысле значимое место в фильмографии Роберта Де Ниро. Чего стоит хотя бы тот факт, что его удивительно плодотворное сотрудничество с Мартином Скорсезе началось в первой половине 1970-х, когда вышла драма «Злые улицы», где Де Ниро исполнил роль молодого нью-йоркского преступника. После этого фильма, собственно, карьера актера и взлетела на новый уровень. Уже совсем скоро набирающему популярность Де Ниро в ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец 2» предстояло примерить образ обычного человека, который благодаря волевому характеру пробивается на самую вершину криминального мира. Для того, чтобы перевоплотиться в молодого Вито Корлеоне, Де Ниро провел несколько месяцев на Сицилии, где он «пропитывался» местным колоритом и изучал язык. В итоге актер настолько уверенно показал в фильме своего персонажа, что получил за работу в знаковой драме первый «Оскар». Эта победа, к слову, стала особенной сразу по ряду причин. Так, до сих пор Де Ниро остается одним из всего лишь шести исполнителей, которые смогли заполучить престижную статуэтку, сыграв роль на не родном языке. Более того, он стал первым и единственным актером, получившим эту премию за воплощение персонажа, уже принесшего статуэтку другому исполнителю – Марлону Брандо.
Любопытно, что все могло сложиться совсем по-другому, если бы Де Ниро на пробах к первой части культовой криминальной саги все-таки утвердили на роль Майкла Корлеоне, которая досталась Аль Пачино.
«Таксист» (1976)
Режиссер Мартин Скорсезе
Если первая совместная работа Скорсезе и Де Ниро была своего рода «разогревом», то триллер «Таксист» получил культовый статус, представил актера с совершенно новой стороны и вознес режиссера на абсолютно новый уровень. Де Ниро, ради роли в этой картине отказавшийся от участия в намного более привлекательном с финансовой точки зрения проекте, виртуозно воплотил в кадре ветерана войны во Вьетнаме, вернувшегося на родину, но одолеваемого параноидальным психозом. Для более тщательного погружения в роль, на которую рассматривались Джек Николсон, Аль Пачино, Джефф Бриджес, Дастин Хоффман, Уоррен Битти и многие другие знаменитые актеры, Де Ниро даже получил настоящую лицензию таксиста и проработал водителем несколько недель. Более того, он изучал психологические заболевания, общался с американскими военными, записывая речь солдат со Среднего Запада США, чтобы отточить акцент своего персонажа, а также тщательно репетировал вместе с партнершей по фильму Джоди Фостер, совершенствуя их совместные сцены.
Читайте также: 10 любимых фильмов Мартина Скорсезе
«Охотник на оленей» (1978)
Режиссер Майкл Чимино
В культовой ленте Майкла Чимино «Охотник на оленей» Де Ниро в третий раз взялся за роль ветерана войны во Вьетнаме. Как и в случае с «Таксистом», этот перформанс получился выдающимся. Де Ниро вместе с остальными актерами усердно готовились к съемкам, просматривая видеохронику войны. Мало того, Де Ниро сам выполнил свой трюк с падением в реку с вертолета, что в одном из дублей чуть ли не привело к серьезным последствиям. Поэтому немудрено, что для Де Ниро эта роль стала наиболее физически изматывающей в его карьере. К слову, именно «Охотник на оленей» содержит в себе одну из самых эмоциональных сцен в карьере Де Ниро. Речь об эпизоде, в котором персонаж Роберта навещает в лечебнице своего друга, пострадавшего в ходе войны.
Создатели «Охотника на оленей» признательны Де Ниро не только за его мастерский перформанс. Именно он приметил Мерил Стрип и порекомендовал ее на роль одной из героинь фильма. Также актер активно репетировал вместе с остальным кастом, чтобы наладить контакт в актерском коллективе, и предложил некоторые ключевые локации для съемок фильма.
К сожалению, знаковую ленту о трагических судьбах ветеранов войны во Вьетнаме окружили многочисленные скандалы, отразившиеся и на Де Ниро. Так, из-за поднявшейся шумихи актеру, например, пришлось пропустить церемонию вручения премии «Оскар».
Любопытно, что временами не брезгующий провокациями и хитрыми приемами Де Ниро в ленте «Охотник на оленей» сам столкнулся с подобным поведением. Так, режиссер и соавтор сценария Майкл Чимино попросил Кристофера Уокена плюнуть в лицо Роберту в знаменитой сцене из финала фильма. Де Ниро это шокировало. Актер чуть ли не покинул съемочную площадку, но все же сдержался. Возможно, вспомнил, как попросил одного из вьетнамцев перед съемкой сцены игры в русскую рулетку ударить Кристофера Уокена в кадре по-настоящему для пущего эффекта.
«Бешеный бык» (1980)
Режиссер Мартин Скорсезе
В 1974 году Де Ниро подарил Мартину Скорсезе мемуары Джейка ЛаМотты «Бешеный Бык», которые актер прочитал во время съемок фильма «Крестный отец 2». Спустя шесть лет, большую часть из которых Де Ниро убеждал окружающих взяться за проект (боссы кинокомпании United Artists, например, очень неохотно выделяли средства на фильм, опасаясь экстремального уровня насилия на экране), в американских кинотеатрах вышла картина, ставшая чуть ли не лучшей спортивной драмой в истории, а по версии некоторых изданий и влиятельных критиков и вовсе лучшей. Для Де Ниро и Скорсезе фильм «Бешеный бык» – чуть ли не самый личный совместный проект. Дело в том, что в 1978 году именно Роберт вытащил страдавшего от наркозависимости Скорсезе из кризиса и вернул его к работе, чем, возможно, спас жизнь режиссеру. После они вместе переделывали сценарий «Бешеного быка», хоть их имена и не значатся в списке сценаристов в титрах.
Для роли Джейка ЛаМотты Де Ниро прошел одну из наиболее изнурительных подготовок в своей карьере. Актер встречался с боксером, досконально «изучил» его, тренировался с ним и даже сумел произвести на него впечатление. Более того, Роберт Де Ниро даже принял участие в трех настоящих боях, в двух из которых он одержал победу.
Сам съемочный процесс проходил в два этапа, о чем попросил лично Де Ниро. Сперва актер снялся в сценах, в которых его персонаж предстает молодым. Позже он получил перерыв, чтобы набрать вес для воплощения своего героя в старости. В итоге Де Ниро пополнел приблизительно на 27 килограмм, хотя продюсеры изначально настаивали на гриме. Этот набор веса актером долгое время был рекордным, пока Винсент Д’Онофрио не поправился на 31 килограмм для роли в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика.
Кстати, именно на этот фильм приходится первый дуэт с Джо Пеши, положивший начало дружбе и тесному сотрудничеству актеров. Во время съемок в «Бешеном быке» они вместе жили и тренировались. Дело даже дошло до того, что однажды Де Ниро случайно сломал Пеши ребро, так как в кадре они боксировали по-настоящему.
Фильм «Бешеный бык» и перформанс Де Ниро в частности произвели на Джейка ЛаМотту настолько сильный эффект, что, когда бывший боксер увидел фильм, он осознал, насколько ужасным человеком был. Джейк задал вопрос Викки ЛаМотта, которая была его женой в годы профессиональной карьеры: «Неужели я действительно был таким?» Она коротко, но емко ответила: «Ты был еще хуже».
«Король комедии» (1982)
Режиссер Мартин Скорсезе
Комедия – вовсе не чуждый Де Ниро жанр, пускай в его карьере драмы занимают намного более значимое место. Однако лента Мартина Скорсезе «Король комедии» все-таки выделяется не только в списке совместных работ режиссера и актера, но и во всей фильмографии Роберта. Для подготовки к роли мечтающего о славе комика-неудачника Де Ниро прошел курсы стэндапа у знаменитого комедианта Ричарда Белзера и особенно мастерски привнес некоторые приемы, вроде провокации и импровизации, в съемочный процесс. Несмотря на то, что Де Ниро прекрасно исполнил роль отчаянного человека, ослепленного стремлением стать кем-то действительно значимым, фильм дался знаменитому дуэту актера и режиссера нелегко. После изматывающих съемок комедии Де Ниро и Скорсезе решили сделать паузу в совместной работе на несколько лет. Несмотря на это, сам Скорсезе в свое время признавался, что перформанс Де Ниро в фильме «Король комедии» лучший из продемонстрированных актером под его руководством.
Читайте также: Лучшие роли мафиози в карьере Роберта Де Ниро
«Неприкасаемые» (1987)
Режиссер Брайан Де Пальма
Одной ролью преступника этот материал ограничиться не мог. Поэтому второе криминальное перевоплощение, которое мы сегодня выделяем, должно кардинально отличаться от перформанса в фильме «Крестный отец 2». Если в ленте Копполы Де Ниро показал начало трансформации обычного человека в главу мафии, то в биографической драме «Неприкасаемые» он исполнил реальную историческую личность, далеко не один год находившуюся на престоле американского криминального мира. Перевоплощение в Аль Капоне, вдохновленное игрой Рода Стайгера в картине 1959 года, стало наглядным примером того, как досконально актер готовится к своим работам. Так, Де Ниро отыскал костюмеров Капоне, чтобы те сшили для него идентичные костюмы. Он даже настоял на том, что должен носить шелковое белье, схожее с тем, что было у Аль Капоне. Правда, в этот раз из-за недостатка времени ему не удалось набрать вес, так что пришлось прибегнуть к основательной помощи гримеров.
«Пробуждение» (1990)
Режиссер Пенни Маршалл
Далеко не каждому талантливому актеру хватает смелости и уверенности в своих силах для воплощения в кадре человека с серьезными физиологическими отклонениями. В основанной на реальных событиях драме Пенни Маршалл «Пробуждение» Роберт Де Ниро отважился сыграть персонажа, который под присмотром сыгранного Робином Уильямсом доктора проходит экспериментальную терапию, приводящую к значительному улучшению его состояния. Для подготовки к сложной роли Де Ниро и Уильямс проводили время в госпитале, наблюдая за доктором Оливером Саксом, мемуары которого легли в основу сценария, и его пациентами, а также просматривали видеозаписи с больными. В итоге в неимоверно эмоциональном фильме «Пробуждение» Де Ниро выдающимся образом удалось передать истинное желание жить и наслаждаться каждой минутой счастья, которое может заключаться в самых простых вещах.