6 сентября состоялась российская премьера фильма «Темные отражения» – экранизации первой книги из популярной одноименной серии Александры Бракен. Сюжет рассказывает о выживших после неизвестной эпидемии детях, которые обнаруживают у себя «побочный эффект» – разного рода суперспособности. У фильма открытый финал, который вкупе с огромными сюжетными дырами (намеренно допущенными или нет) как бы намекает на то, что создатели ленты рассчитывали снимать продолжение. Однако, судя по той «недофантастике», которая получилась у режиссера Дженнифер Ю, сиквел у «Темных отражений» вряд ли предвидится.
После ажиотажа вокруг серии книг «Голодные игры» и последующей кинофраншизы с Дженнифер Лоуренс в главной роли, голливудские киноделы, почувствовав золотую жилу, стали наращивать производство подростковых фантастических фильмов. Первые три части приключений Китнисс Эвердин покорили не только стилем, но и дерзким использованием разных жанров – от антиутопии до триллера, однако последний фильм тетралогии провалился по всем пунктам, даже в сюжетных линиях. Как правило, в таких «кинопродуктах» продюсерское «продающее» видение схлестывается с творческим видением режиссера, и на выходе получается настоящий сумбур идей, который ведет зрителя только к одному — к долгожданной концовке, после которой с чистой совестью можно забыть о серии. Эстафету «Голодных игр» приняли «Дивергент» с Шейлин Вудли и «Бегущий в лабиринте» Уэса Бола, но по форме они получились ощутимо слабее, чем похождения Сойки-пересмешницы, и не смогли не то что повторить успех франшизы с Лоуренс, но даже приблизиться к нему. Однако успех и лавры «Игр» не давали покоя киноделам. Было вполне ожидаемо, что на горизонте появится еще одна история, продолжающая эту «киноаномалию» подростковых антиутопий.
Действие «Темных отражений» развивается в мире будущего, в котором неизвестная болезнь убила большую часть американских детей, а немногие выжившие, выздоровев, обнаружили в себе разные «ненормальности» – вернее, суперспособности. В центре сюжета «Темных отражений» – 16-летняя девушка Руби, которой пришлось покинуть отчий дом как раз из-за новообретенного дара. Однако вскоре героиня попадает в специальный государственный лагерь для детей-«мутантов». В таких заведениях все «ненормальные» рассортированы по цвету, в зависимости от того, насколько опасны их способности (синие и зеленые – риск минимален, оранжевые и красные – высокая угроза, детей с такими способностями сразу убивают; Руби как раз «оранжевая»), здесь якобы пытаются найти для них «лекарство». Руби в конечном итоге удается сбежать, и она присоединяется к группе таких же подростков-изгоев, которые не считают себя «больными» и яро выступают против установленной системы.
«Темные отражения» с самого начала встают на рельсы «завязка-развитие действия-кульминация-развязка» и катятся по шаблону. Возможно, если бы создатели ленты нацелились на аудиторию, которая выросла исключительно на проектах Disney и Nickelodeon, «Темные отражения» смогли бы выделиться среди бесконечной серии штампованных подростковых антиутопий. Проблема в том, что Дженнифер Ю сняла телевизионную фантастику, которая презентовывается зрителям как кинофильм. И не то что бы ТВ-форма сейчас сильно отличается от кинематографической, нет. «Темные отражения» делают шаг назад, не привнося в жанр и формат ничего нового и в то же время потоптавшись на всех возможных граблях, которые разбросаны на «антиутопическом» поле.
«Темные отражения» не дотягивают даже до «Дивергента», не говоря уже о «Голодных играх» и проектах Netflix. Дело тут не только в том, что картина очень линейна, и не в отсутствии новых смыслов при склейке кадров, но также в абсолютной растерянности актерского состава. Помимо Амандлы Стенберг, которую многие помнят еще по роли Руты в самых первых «Голодных играх» и по ленте «Весь этот мир», в фильме сыграл и Харрис Дикинсон, решивший попробовать себя в мейнстриме после артхаусной драмы «Пляжные крысы». По задумке создателей, динамика всей истории должна выстраиваться через взаимоотношения главных персонажей, сплоченных одной целью — получить свою долю свободы и избавиться от гнета системы. Однако воплощение героев «Темных отражений» получилось безжизненным и «трафаретным». Актеры как будто не способны на импровизацию, не понимают своих персонажей, и вообще двигаются исключительно по указке. Гармония между исполнителями главных ролей и органичность в кадре чувствуется только в клиповых сценах в самом финале картины, где герои Стенберг и Дикинсона буквально «оживают». Актеры – или режиссер – вспоминают о наличии любовной линии, небольшие намеки на которую появлялись чуть ли не с самого начала. В итоге только эти фрагменты в конце и напоминают зрителю о том, что на экране, между прочим, показывают кино, а не просто склейку красивых картинок.
В «Темных отражениях» кино как таковое появляется только в конце истории, где через «дым» экшена и короткого саспенса проступает драма, и фильм уже строится по-другому. Такие важные для этой ленты фантастические элементы недалеко ушли от актеров «на ниточках»: все сверхъестественное появляется строго в определенный момент, а спецэффекты как будто добавлены в соответствии с каким-то ущербным списком, отступать от которого было категорически нельзя. Здесь совсем нет места фантазии, только всевозможным шаблонам. Может быть, если бы у режиссера было больше творческой свободы, то понимание того, как должен выглядеть фильм, появилось бы раньше, и лента в итоге смотрелась бы совсем по-другому. Однако баланс в «Темных отражениях» так и не был найден: повествование мечется между проблемами свободы и равноправия и глобальными философскими вопросами бытия.
Своим поведением герои-дети напоминают подростков из романа «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, только в финале их никто не спасает, и им приходится продолжать играть во взрослых. Сюжет серии книг «Темные отражения» реалистичнее, чем сюжеты «Голодных игр», «Дивергента» и «Бегущего в лабиринте», поскольку вселенная «Отражений» похожа на нашу современность. Место действия, политические вопросы, социальные аспекты – создателям не пришлось ничего изобретать, только «модифицировать». Правда, на выходе получилось нечто вроде очередного телеполотна с канала Disney, и вопрос о том, а стоило ли запихивать в него сложные философские проблемы, оказывается риторическим.