Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Темные отражения»: Беспросветная «недофантастика»

Подростковая антиутопия, которую можно посмотреть разве что ради попкорна.
7 сентября 2018 0
Кадр из фильма ​«Темные отражения»
Кадр из фильма ​«Темные отражения»

6 сентября состоялась российская премьера фильма «Темные отражения» – экранизации первой книги из популярной одноименной серии Александры Бракен. Сюжет рассказывает о выживших после неизвестной эпидемии детях, которые обнаруживают у себя «побочный эффект» – разного рода суперспособности. У фильма открытый финал, который вкупе с огромными сюжетными дырами (намеренно допущенными или нет) как бы намекает на то, что создатели ленты рассчитывали снимать продолжение. Однако, судя по той «недофантастике», которая получилась у режиссера Дженнифер Ю, сиквел у «Темных отражений» вряд ли предвидится.

После ажиотажа вокруг серии книг «Голодные игры» и последующей кинофраншизы с Дженнифер Лоуренс в главной роли, голливудские киноделы, почувствовав золотую жилу, стали наращивать производство подростковых фантастических фильмов. Первые три части приключений Китнисс Эвердин покорили не только стилем, но и дерзким использованием разных жанров – от антиутопии до триллера, однако последний фильм тетралогии провалился по всем пунктам, даже в сюжетных линиях. Как правило, в таких «кинопродуктах» продюсерское «продающее» видение схлестывается с творческим видением режиссера, и на выходе получается настоящий сумбур идей, который ведет зрителя только к одному — к долгожданной концовке, после которой с чистой совестью можно забыть о серии. Эстафету «Голодных игр» приняли «Дивергент» с Шейлин Вудли и «Бегущий в лабиринте» Уэса Бола, но по форме они получились ощутимо слабее, чем похождения Сойки-пересмешницы, и не смогли не то что повторить успех франшизы с Лоуренс, но даже приблизиться к нему. Однако успех и лавры «Игр» не давали покоя киноделам. Было вполне ожидаемо, что на горизонте появится еще одна история, продолжающая эту «киноаномалию» подростковых антиутопий.

Кадр из фильма «Темные отражения»

Кадр из фильма «Темные отражения»

Действие «Темных отражений» развивается в мире будущего, в котором неизвестная болезнь убила большую часть американских детей, а немногие выжившие, выздоровев, обнаружили в себе разные «ненормальности» – вернее, суперспособности. В центре сюжета «Темных отражений» – 16-летняя девушка Руби, которой пришлось покинуть отчий дом как раз из-за новообретенного дара. Однако вскоре героиня попадает в специальный государственный лагерь для детей-«мутантов». В таких заведениях все «ненормальные» рассортированы по цвету, в зависимости от того, насколько опасны их способности (синие и зеленые – риск минимален, оранжевые и красные – высокая угроза, детей с такими способностями сразу убивают; Руби как раз «оранжевая»), здесь якобы пытаются найти для них «лекарство». Руби в конечном итоге удается сбежать, и она присоединяется к группе таких же подростков-изгоев, которые не считают себя «больными» и яро выступают против установленной системы.

Кадр из фильма «Темные отражения»

Кадр из фильма «Темные отражения»

«Темные отражения» с самого начала встают на рельсы «завязка-развитие действия-кульминация-развязка» и катятся по шаблону. Возможно, если бы создатели ленты нацелились на аудиторию, которая выросла исключительно на проектах Disney и Nickelodeon, «Темные отражения» смогли бы выделиться среди бесконечной серии штампованных подростковых антиутопий. Проблема в том, что Дженнифер Ю сняла телевизионную фантастику, которая презентовывается зрителям как кинофильм. И не то что бы ТВ-форма сейчас сильно отличается от кинематографической, нет. «Темные отражения» делают шаг назад, не привнося в жанр и формат ничего нового и в то же время потоптавшись на всех возможных граблях, которые разбросаны на «антиутопическом» поле.

Кадр из фильма «Темные отражения»

Кадр из фильма «Темные отражения»

«Темные отражения» не дотягивают даже до «Дивергента», не говоря уже о «Голодных играх» и проектах Netflix. Дело тут не только в том, что картина очень линейна, и не в отсутствии новых смыслов при склейке кадров, но также в абсолютной растерянности актерского состава. Помимо Амандлы Стенберг, которую многие помнят еще по роли Руты в самых первых «Голодных играх» и по ленте «Весь этот мир», в фильме сыграл и Харрис Дикинсон, решивший попробовать себя в мейнстриме после артхаусной драмы «Пляжные крысы». По задумке создателей, динамика всей истории должна выстраиваться через взаимоотношения главных персонажей, сплоченных одной целью — получить свою долю свободы и избавиться от гнета системы. Однако воплощение героев «Темных отражений» получилось безжизненным и «трафаретным». Актеры как будто не способны на импровизацию, не понимают своих персонажей, и вообще двигаются исключительно по указке. Гармония между исполнителями главных ролей и органичность в кадре чувствуется только в клиповых сценах в самом финале картины, где герои Стенберг и Дикинсона буквально «оживают». Актеры – или режиссер – вспоминают о наличии любовной линии, небольшие намеки на которую появлялись чуть ли не с самого начала. В итоге только эти фрагменты в конце и напоминают зрителю о том, что на экране, между прочим, показывают кино, а не просто склейку красивых картинок.

Кадр из фильма «Темные отражения»

Кадр из фильма «Темные отражения»

В «Темных отражениях» кино как таковое появляется только в конце истории, где через «дым» экшена и короткого саспенса проступает драма, и фильм уже строится по-другому. Такие важные для этой ленты фантастические элементы недалеко ушли от актеров «на ниточках»: все сверхъестественное появляется строго в определенный момент, а спецэффекты как будто добавлены в соответствии с каким-то ущербным списком, отступать от которого было категорически нельзя. Здесь совсем нет места фантазии, только всевозможным шаблонам. Может быть, если бы у режиссера было больше творческой свободы, то понимание того, как должен выглядеть фильм, появилось бы раньше, и лента в итоге смотрелась бы совсем по-другому. Однако баланс в «Темных отражениях» так и не был найден: повествование мечется между проблемами свободы и равноправия и глобальными философскими вопросами бытия.

Кадр из фильма «Темные отражения»

Кадр из фильма «Темные отражения»

Своим поведением герои-дети напоминают подростков из романа «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, только в финале их никто не спасает, и им приходится продолжать играть во взрослых. Сюжет серии книг «Темные отражения» реалистичнее, чем сюжеты «Голодных игр», «Дивергента» и «Бегущего в лабиринте», поскольку вселенная «Отражений» похожа на нашу современность. Место действия, политические вопросы, социальные аспекты – создателям не пришлось ничего изобретать, только «модифицировать». Правда, на выходе получилось нечто вроде очередного телеполотна с канала Disney, и вопрос о том, а стоило ли запихивать в него сложные философские проблемы, оказывается риторическим.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями