Невозможно отделаться от ощущения, что в восприятии отечественных меломанов британские рок-ветераны Uriah Heep – совсем не та группа, которую видит перед собой весь мир за пределами России. И это даже при том, что «хипы» не только открыли мир «фирменной» рок-музыки для самого широкого слушателя перестроечной эпохи (почти 180 000 зрителей на десяти концертах в московском «Олимпийском» в декабре 1987 года – это не шутка), но и стали с той поры одним из самых активно выступающих в нашей стране классических рок-групп с именем и историей. Причем нельзя сказать, что последние студийные работы коллектива не пользуются признанием в России – напротив, все они регулярно лицензируются отечественными фирмами звукозаписи. Но все же для нашего слушателя Uriah Heep – это в основном ностальгический состав с сами понимаете каким репертуаром, то есть песенной классикой 1970-1978 годов, авторства большей частью стоявшего тогда у руля группы клавишника и мультиинструменталиста Кена Хенсли.
Возможно, всему виной узкий взгляд наших меломанов, а за ними и всей остальной публики, на заслуженный состав и продолжавшаяся во времена перестройки изоляция нашего потребительского музыкального рынка от мирового. Но у нас не любят сообщать о том, что, по большому счету, от того уже совершенно легендарного состава Uriah Heep осталось только имя – и, естественно, исполняемые группой классические песни. Собственно, фраза «Осталось только имя» была заголовком заметки про группу в журнале «Ровесник» еще летом 1982 года, но на эти три слова мало кто обратил внимание… Обратимся к фактам – Кен Хенсли ушел из Uriah Heep еще в июне 1980 года, а музыкальный материал коллектива в 1982-1985 годах имел крайне мало общего с тем, что группа делала ранее, да и со звуком была беда – группа явно пыталась ухватиться за все тренды момента, от NWOBHM («Новой волны британского хэви-метала») до AOR'а («Рок для взрослых»). И только окончательная комплектация состава в 1987 году музыкантами откровенно второй линии, клавишником Филом Лэнзоном (экс-The Sweet и Grand Prix) и бывшим вокалистом культовейшего NWOBHM-состава Praying Mantis Берни Шоу привела в группу музыкантов, полностью разделявших правильные представления о балансе мелодии и тяжести в звучании. Собственно, с 1982 года Uriah Heep – это другая группа со старым именем: не лучше и не хуже старой, просто другая.
Легендарные московские концерты 1987 года, где были представлены три совершенно новые пьесы, необыкновенно подняли статус коллектива – как же, первые рок-звезды былого на земле перестройки! – но настоящий прорыв в новую эпоху состоялся у Uriah Heep весной 1989 года с альбомом «Raging Sience». К удивлению музыкантов и единственного (по сей день) ее ветерана, гитариста Мика Бокса, эта работа собрала мешок восторженных рецензий и определила совершенно новый звук команды. Правильнее будет сказать, что Uriah Heep вновь оседлали не очень заметный в те годы за пределами Великобритании национальный тренд – чисто английскую разновидность именно AOR'а, но с мощным, уже тогда несколько ностальгическим звучанием электрогитар и органа Hammond. Плюс неотразимые полу- и просто акустические баллады и та самая старая и проверенная классика в концертной программе – в некотором смысле идеальный звуковой портрет состава «с заслугами», не так ли?
Этой музыкальной формуле Uriah Heep следуют и по сию пору, лишь время от времени разражаясь громкими PR-заявлениями о «возвращении к корням» и «к классическому звучанию 1971 года», и вправду время от времени ужесточая свое звучание, результатом чего стали такие великолепные альбомы, как «Sea Of Light» (1995) и «Wake The Sleeper» (2008). Выходу в свет «Living The Dream» подобные высказывания не предшествовали, однако, как видится, он наследует именно этим двум работам, и даже с большей долей ностальгичности в звуке. Как именно Uriah Heep выстраивают себя под звуковой тренд ретро-рока, очень хорошо слышно хотя бы во вступлении к номеру «Take Away My Soul» с совершенно классическим для слушателя старшего поколения балансом звучания гитары, клавишных и ритм-секции – ну словно 1975 год на дворе! А кому, как не Мику Боксу и его коллегам иметь верные представления о подобном материале – у них-то звук был правильный и четыре с лишним десятилетия назад. Вообще, создается впечатление, что на обложку новейшего альбома можно клеить стикер с далеко не самонадеянной в данной ситуации надписью: «Кто изобрел ретро-рок? Мы!» Собственно, «Living The Dream» своим бархатным и в то же время далеко не легким звуком лишний раз основательно закрепляет за Uriah Heep звание «самой русской английской рок-группы».
Если вас не убеждает подобная формулировка, обратитесь к избранному группой для раскрутки альбома номеру «Grazed By Heaven», в котором к тому же очень выпукло и совершенно в духе былых творений группы звучит бас-гитара автора ее музыки Дэйва Риммера. Кстати, в ней же допущено первое с незапамятных времен привлечение к сочинению материала группы стороннего автора – текст написан известнейшим Джеффом Скоттом Сото, ныне фронтменом супергруппы Sons Of Apollo, ранее сотрудничавшим с массой звезд – от гитариста-виртуоза Ингви Мальмстина до богов AOR'а Journey.
Возможно, единственным отступлением от генеральной линии верности традициям группы последнего десятилетия собственной истории стал титульный трек, в котором несколько заметны мелодические отсылы именно к мелодик-року и AOR'у 80-х, но и они скрыты под массивными клавишными аранжировками. То есть можно, конечно, сказать, что «Living The Dream» – предсказуемый и типичный альбом Uriah Heep последних лет, если не десятилетий. А можно обратить внимание на отличный комфортабельный звук и хватающие за душу, ровно как и в середине 70-х, мелодии песен – и задаться вопросом: «А кто из ветеранов классического хард-рока лучше всего хранит верность традициям былых времен?» Для альбомов хотя бы 2018 года издания ответ очевиден.
30 Ноября 2018, 21:23