Джейсон Миллер
«Изгоняющий дьявола» (1973)
Снимая одну из многих напряженных сцен в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973), режиссер Уильям Фридкин прибег к неожиданному методу, чтобы добиться от Джейсона Миллера (который играл священника-психиатра) нужной реакции – сильного страха на лице в момент, когда раздается телефонный звонок. Он внезапно выпалил за кадром из пистолета. Примечательно, что Миллер действительно отреагировал идеально похоже на человека на грани нервного срыва (а не пригнулся и закрыл голову руками, как человек, попавший под обстрел, например), так что именно этот дубль вошел в фильм.
Другой режиссер, который отличился тем, что запугивал актеров – Вернер Херцог, который на съемках ленты «Агирре, гнев божий» (1972) угрожал (неизвестно, в шутку или всерьез) пристрелить актера Клауса Кински, если тот уйдет со съемочной площадки. Потом постановщик оправдывался, что пистолет никогда не был заряжен.
Эдвард Нортон и Брэд Питт
«Бойцовский клуб» (1999)
«Ударь меня посильнее» – не просто известная фраза из фильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» (1999): по слухам, за ней стояла довольно-таки дурная шутка, которую Финчер сыграл с Брэдом Питтом. Поначалу Финчер проинструктировал Эдварда Нортона, чтобы тот ударил своего партнера по фильму в лицо совсем легко, почти как будто бы шутя. Но прямо перед съемками сцены Финчер «передумал» и сказал Нортону, чтобы тот «лупил со всей силы». И перфекционист Нортон, разумеется, послушал, – в результате чего Питт получил довольно-таки сильный удар в ухо.
Съемки другой известной картины Финчера – «Зодиак» (2007) – шли не то чтобы гладко для исполнителей главных ролей: Джейк Джилленхол жаловался на любовь режиссера к бесконечным дублям, а Роберт Дауни-младший должен был находиться на съемочной площадке все время – то есть буквально не покидать ее ни на минуту. Требования режиссеров иногда бывают очень странными, но явно заходят слишком далеко, когда у актера нет права отлучиться в свой трейлер даже для того, чтобы сходить в туалет.
Типпи Хедрен
«Птицы» (1963)
Легендарный Альфред Хичкок славился своим оригинальным подходом к работе, причем не всегда в положительном смысле. Для Типпи Хедрен, исполнительницы главной роли, работа с режиссером на съемках его знаменитого фильма ужасов «Птицы» (1963) стала просто адом: в одной из сцен ее ужас был самым что ни на есть настоящим, потому как Хичкок выпустил на нее живых птиц – результатом были царапины на лице и слезы актрисы. Причем подобными эпизодами дело вовсе не ограничивалось. Много лет спустя Хедрен рассказывала:
«Хичкок как будто помешался на мне – и это было страшно. Это было настоящей формой преследования. Он изучал меня, вплоть до того, что специально нанял графолога, чтобы он исследовал мой почерк. Мало того – он организовал за мной слежку. Я постоянно чувствовала, будто я у него под колпаком, что ему нужна власть надо мной, и что мне от него не скрыться».
Читайте также: 10 легендарных ролей, которые подкосили психическое здоровье актеров
Шелли Дюваль
«Сияние» (1980)
Во время съемок экранизации романа Стивена Кинга «Сияние» (1980) Стэнли Кубрик добивался от Шелли Дюваль, которая сыграла Венди, в точности того психологического состояния, которое хотел видеть у ее героини на экране. Из-за этого Дюваль постоянно подвергалась огромному стрессу и в какой-то момент уже с трудом выдерживала нервное напряжение. При этом Кубрик придирался к ее игре в каждой мелочи, кричал на нее и дошел до того, что специально дал всей съемочной группе указание не проявлять к Дюваль сочувствия и не оказывать ей поддержку – якобы так она лучше поймет, что испытывает ее героиня, которой тоже неоткуда ждать помощи. Известная сцена, где Венди пытается противостоять Джеку с бейсбольной битой, снималась рекордных 127 дублей (поэтому неудивительно, что в этой сцене сама Венди выглядит не менее безумной, чем Джек). А на сцену, где Венди бежит вверх по лестнице с ножом в руке, ушло 35 дублей, причем Дюваль в общей сложности преодолела расстояние, сравнимое с подъемом на крышу Эмпайр-стейт-билдинг. В интервью, которое дала вскоре после выхода фильма, Дюваль называла процесс съемок «Сияния» «почти непереносимым» и «самым мучительным в ее жизни».
Мерил Стрип
«Крамер против Крамера» (1979)
Роль в драме «Крамер против Крамера» (1979) принесла Мерил Стрип «Оскар», но стала для нее большим испытанием из-за партнера по фильму. Дастин Хоффман, будучи последователем системы Станиславского, «помогал» Стрип играть, провоцируя ее на эмоциональные переживания, которые вписывались в характер ее роли. Для этого он избрал способ, имевший самое прямое отношение к реальной жизни актрисы. Всего за несколько месяцев до съемок ленты скончался от рака жених Стрип – актер Джон Кейзел. Продюсер «Крамер против Крамера» Ричард Фишофф вспоминал, что Хоффман «бесконечно подначивал и просто изводил Мерил, пользуясь тем, что знал о ее личной жизни и о покойном Джоне, чтобы вызывать у нее ту реакцию, которую, как он считал, она должна была привнести в свою актерскую игру». Все это было для Стрип так болезненно, что она неоднократно выказывала желание бросить съемки. Но, несмотря ни на что, довела дело до конца, а впоследствии, получая «Оскар», даже упомянула Хоффмана в своей благодарственной речи. Однако, за почти 40 лет, прошедшие с тех пор, Мерил Стрип и Дастин Хоффман больше не снимались вместе ни в одном фильме.