Для России и – наверное, не ошибемся, – всего пост-советского пространства Nazareth больше, чем просто западная рок-группа. Как забыть о том, что в 70-е именно этот коллектив в компании с коллегами-конкурентами Slade были для всех нас олицетворением простой пролетарской музыки Великобритании? Более того, 40 и более лет назад имена Nazareth и Slade были своего рода социологическим маркером: слушающий эти группы просто обязан был быть учащимся ПТУ и, как выражались тогда, «трудным подростком» – но не каким-нибудь там манерным хулиганом с косой челкой, а именно в меру честным будущим пролетарием. Ну и удивительно ли после этого, что Nazareth до сих пор остался одной из самых популярных групп на просторах бывшего СССР? Этому способствовали и прочие обстоятельства: номер «We Are Animals» (с малоудачного альбома 1989 года «Snakes ‘n’ Ladders»), будучи показанный где-то под новый 1990 год в ТВ-программе «Взгляд», стал у нас символом Nazareth даже для меломанов со стажем. Первые же две серии выступлений группы в Москве (в хорошо заполненном «Олимпийском», между прочим!) состоялись еще тогда, когда над Кремлем реял красный флаг – а именно в феврале 1990-го и ровно годом позже. Да и в посткоммунистические времена наши герои отметились рекордным числом туров по России – тут они точно обошли ближайших конкурентов в лице U.D.O. и Uriah Heep.
Сверхважным оказалось наличие в составе Nazareth до августа 2013 года ключевого музыканта, а именно бессменного вокалиста Дэна МакКаферти, невзирая на все понятные претензии к его исполнительской форме с конца 90-х как минимум. Отечественный рок-поклонник, в массе своей так и застрявший вкусами в середине 70-х, так и валил на эти концерты и не замечал очевидной неактуальности Nazareth на всех возможных уровнях вкупе и с плохой формой Дэна, и со сменившейся стилистикой группы. Словом, МакКаферти мог со спокойной совестью декларировать, как то случилось в 2004 году в британском журнале «Classic Rock», что «в России наша группа считается просто лучшей, а Led Zeppelin хорошо если входят в десятку слушательских предпочтений». И ведь не обманывал! Однако неизбежное рано или поздно случается, и теперь публике придется привыкать к новому облику Nazareth.
Все дело в том, что «новый» Nazareth – на самом деле не очень-то и новый. Воцарение у микрофонной стойки вполне себе ветерана Карла Сентанса (экс-G//Z/R, Krokus и Persian Risk), зарекомендовавшего себя с лучшей стороны благодаря работе с клавишником Deep Purple Доном Эйри – это, на самом деле, финал современной эволюции Nazareth. Ведь последний этап ее творчества, начавшийся после десятилетнего студийного перерыва выпуском в 2008 году альбома «The Newz» – совершенно однозначно блюз-роковый, что вполне соответствует исполнительским наклонностям бессменного с 1994 года гитариста состава Джимми Мюрисона. И пусть эксперты изощряются в остроумии, указывая, что «так могли бы звучать AC/DC на пенсии», эта модель звука на сегодняшний день очень подходит нашим героям. В конце концов, на сегодняшний день Nazareth пополнили ряды тех британских рок-имен, в составах которых в результате исторических процессов осталось от золотых времен всего по одному музыканту. Тут уж без смены звучания не обойдешься, да и годы берут свое… И кто будет спорить с тем, что именно блюз-роковые пьесы и простые, как кирпич, рок-н-роллы – это именно то, что и хочет слышать постаревшая аудитория Nazareth?
Открытий и откровений не произошло, да и трудно было бы ожидать их от группы, своим новейшим альбомом аккурат справляющей собственной полувековой юбилей. И «Tattooed On My Brain» верен стилю, избранному Nazareth именно на «The Newz», а впоследствии чуть усовершенствованному на альбомах «Big Dogz» (2011) и «Rock’n’Roll Telephone» (2014). Хотя и непонятно, куда можно развиваться со столь одномерным, как выражаются ныне, ретро-роком, но бодрый вокал Сентанса вдохнул в эти 13 предельно простых песен совершенно необходимые жизнь и энергетику. Вероятно, не всем это понравится, но смиритесь – Nazareth ныне играет именно блюз-рок, и делает однозначное заявление об этом прямо в открывающем программу номере «Never Dance With The Devil». Конечно, блюз-рок здесь очень заслуженный – от альбома в целом веет чувством, что 1973 год все никак не закончится, чему немало способствует и крайне традиционная и даже архаичная звукорежиссура нового творения. Если музыканты держатся ближе к рок-н-роллу, как то происходит в титульном номере и почти хите «Pole To Pole», то сразу вспоминаются такие важные для всех нас альбомы коллектива, как «Loud’n’Proud» (1973) и «Rampant» (1974). Но и лирическому номеру «Rubik’s Romance» как будто не нашлось места в британском топ-40 и, соответственно, в еженедельном телешоу «Top Of The Pops» все в том же 1973-м.
Конечно, к концу альбома пьесы становятся малоотличимы друг от друга, но пара выдающихся номеров – могучий блюз не без партий слайд-гитар «Push» и финальная слезоточивая тихая баллада «You Call Me» (опять же со слайд-гитарами) определяют новое лицо старой группы на все 100%. И если вы одновременно верны традициям и не боитесь перемен в их рамках, то «Tattooed On My Brain» способен стать для вас одним из лучших альбомов 2018 года. Причем независимо от названия группы, красующегося на его обложке.