Ничего нового в байопике, повествующем о жизни великого рок-музыканта или великой группы как в явлении нет – эдаких фильмов за последние 40 лет снято как минимум под три десятка. Саундтрековые альбомы к подобным кинокартинам если и издавались, то никакого запредельного энтузиазма не вызывали. На этом унылом фоне уже сам факт выпуска подобного альбома «Bohemian Rhapsody (The Original Soundtrack)», именно что предваряющий, собственно, байопик о Фредди Меркьюри и группе Queen «Богемская рапсодия», не то что выглядит сенсацией, но и является ею на самом деле.
Одно дело, когда саундтрек фильма объявляется культовым и переиздается в расширенном формате много лет спустя после успеха фильма – так произошло на волне ностальгии по 80-м с саундтреком к «леталке-стрелялке» с романтикой «Лучший стрелок» (1986) в 2006 году. Но чтобы подобный альбом становился сенсацией и культом совершенно общеупотребительного свойства еще до выхода собственно кинокартины – это что-то совершенно новое и неожиданное.
А причина проста – группа Queen и за пределами России все с того же ноября 1991 года является тем рок-составом, который все, вот абсолютно все, знают и любят, а ее покойному лидеру Фредди Меркьюри (1946-1991) сожалеют. Из этого следует, что Queen – наиболее мифологизированная группа в истории рок-н-ролла; мифологизированная едва ли уже не сильнее, чем сами The Beatles. И уже до премьеры фильма можно со спокойной совестью сказать, что он будет, конечно же, не честным, пусть и приукрашенным историческим повествованием о уже фантастической ныне эпохе, а именно экранизацией сложившегося далеко не вчера и совершенно забронзовевшего мифа о группе Queen. Собственно, таков же и саундтрековый альбом – однако всякому эксперту надлежит снять шляпу перед его продюсерами и составителями. Можно было бы пойти по легчайшему пути и собрать очередной дежурный песенный сборник формата «Greatest Hits», он же «The Best Of» – и даже в этом случае успех альбома был бы обеспечен! Однако продюсеры альбома оказались настоящими Профессионалами с большой буквы: чтобы в эпоху жесточайшего кризиса собственно формата альбома, да еще в случае с группой Queen, составить аудиосборник, отвечающий чаяниям не только широкой аудитории, но и, условно говоря, коллекционеров – это акт не то что высочайшего уровня профпригодности, но и просто смелости и мужества. Каковая смелость могла бы быть и не вполне правильно понята в нашу эпоху глупо самодовлеющей политкорректности, но на волне грядущего успеха фильма о таких деталях никто не вспоминает.
Кроме того, не следует забывать и о том, что сборные альбомы лучшего материала группы Queen, как и в случае с любым заметным заслуженным коллективом с долгой и богатой историей (Deep Purple тому доказательством) уже лет 30 с лишним являются «жанром в себе». Да и непонятно, что такого радикального можно сотворить после тройного CD 2001 года «Greatest Hits I, II & III: The Platinum Collection», куда оказались включены даже совершенно необязательные ремиксы песенной классики Queen с участием героев текущей эпохи. И в этом смысле «Bohemian Rhapsody (The Original Soundtrack)» тоже открывает новые горизонты – как минимум для поклонников Queen, ну а кто по нынешним временам не поклонник?
Но едва ли не более набора включенных в программу сборника редких версий очевидных пьес поражает драматургическая выстроенность альбома – соответствующая, судя по всему, историческому (или, ладно, псевдоисторическому) ходу фильма. Редчайший и невероятный случай – саундтрек блокбастера сам оказывается блокбастером для ушей! Нет, не в том аудиофильском смысле, в каком применяли определение «фильм для ушей» к известно каким альбомам Pink Floyd… Это действительно слуховая аудиодрама (вплоть до того, что альбом открывается музыкальной темой киностудии 20th Century Fox – из ряда вон выходящий прецедент!), и вот тут коллекционные артефакты, включенные в сборник, оказываются действительно незаменимыми. Фильм взывает к достоверности, и в результате десяток треков альбома из 22 – это нереализованные в аудиоверсиях номера. Конечно, только ленивый не написал ныне о том, что здесь впервые в аудиоформате имеется пять пьес с выступления Queen на глобальном телеконцерте «Live Aid» 13 июля 1985 года – однако неясно, чем провинились исполненные там же «Crazy Little Thing Called Love» и «We Will Rock You», в саундтрек не попавшие. Коль скоро именно «Live Aid» стал одним и центральных эпизодов байопика, на пяти с половиной минутах звучания можно было бы и не экономить.
Главный же чисто коллекционерский хит альбома – номер «Doing All Right… Revisited», являющийся новым исполнением пьесы «Doing All Right» с дебютного безымянного альбома Queen (1973), причем сыгранная ее изначальными авторами – а именно трио Smile Брайана Мэя и Роджера Тэйлора, причем в версии 2018 года. Ради этой записи Брайан и Рождер впервые с 1971 года оказались в студии со своим стародавним коллегой по Smile, поющим бас-гитаристом (и соавтором этой пьесы) Томом Стэффелем, некогда избравшим карьеру театрального художника-декоратора. Концертные номера из Парижа-1979 («Fat Bottomed Girls») и Рио-де-Жанейро-1985 («Love Of My Life») – тоже радость коллекционера, да и понятно, что в контексте фильма именно такой материал, записанный на больших аренах, всегда хорош. А относительно молодым поклонникам Queen адресован номер «Don't Stop Me Now… Revisited» – всем известная пьеса 1978 года представлена с перезаписанными только что гитарными партиями Мэя и фактически является студийным воспроизведением той концертной версии, которую современный состав с Адамом Ламбертом у микрофона исполняет в наши дни.
Идеальный саундтрек фильма-мифа об одной и самых известных рок-групп всех времен и народов? Безусловно, но «Bohemian Rhapsody (The Original Soundtrack)» во времена нынешнего кризиса традиционной грамзаписи оказался чем-то гораздо большим. Конкретно говоря – перед нами безусловно коммерчески успешное пособие по составлению лучшего возможного сборника всем известного артиста с включением небанального материала, который широкая публика воспримет как опять же давным-давно знакомый. Само имя группы Queen ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, и тем не менее новинка – подлинный учебник для исполнительных продюсеров сборных альбомов, рассчитанных на громкий успех. Интересно будет ознакомиться с последующими подобными работами.