​«Хэллоуин» (2018): Побудь в моей маске

Никаких новых открытий «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина не делает – слэшер получился глубоко ностальгическим, а значит, фанатским.

Согласитесь, нет особой необходимости снова воскрешать легендарного психа. Продолжение оригинального фильма Джона Карпентера уже есть. Существует целая серия фильмов, которая скатилась в пародию. Есть и ремейк, а также продолжение ремейка. Куда уж больше?

Режиссер «Ананасового экспресса» и «Властелина разметки» делает все, чтобы угодить фанатам культового слэшера: оранжевые титры, карпентеровская музыка, визуальные отсылки и цитаты, морщинистая Джейми Ли Кертис в роли Лори Строуд и даже ученик доктора Лумиса... Трудно поверить, что этот «Хэллоуин» оказался гладким и плоским голливудским ужастиком, пусть и солидным сиквелоремейком классики. Авторы сделали новый и единственный сиквел, вычеркнув «Хэллоуин 2», где продолжалась та самая кровавая ночь. Зрителю рассказывают ту же историю, но уже 40 лет спустя, будто других событий не было.

Кадр из фильма «Хэллоуин» (2018)

Журналисты приезжают в психушку, где содержится Майкл Майерс, чтобы расследовать дело давно минувших дней и понять убийцу нянек. Маньяк себе не изменяет – молчит и не суетится. Делать нечего – искатели правды отправляются к Лори, живущей в одиночестве и готовящейся к побегу одуревшего братца. Ждать недолго, потому что по пути в другую больничку Майкл Майерс, конечно же, сбегает. Нетрудно догадаться, куда держит путь городской сумасшедший в ночь исконно американского праздника. Псих напяливает свою любимую маску, начинается резня, полиция бросается на поиски убийцы, а сестра, которая тут и не сестра вовсе, но все равно слегка не в себе, хватается за ружье.

Кадр из фильма «Хэллоуин» (2018)

Режиссерские штучки, возможно, работавшие в фундаментальном «Хэллоуине» Джона Карпентера, в новом выглядят пусть мрачным и пугающим, все же подражанием оригиналу, который современной публике может показаться скучным и пресным. И для таких был создан «Хэллоуин» Роба Зомби – хоррор кровавый, гротескный, лишенный сюжетных тонкостей и хичкоковского саспенса, но богатый на грязную жестокость. Тогда Роб Зомби с задачей если и справился, то лишь частично. Показал источник злобы – семью Майкла Майерса, превратившую мальчишку в дикого садюгу. Снабдил хоррор беседами с доктором Лумисом. Однако половина фильма – это переделка все того же «Хэллоуина» 78-го, только на перемотке. И если вам не по душе грубая ругань, то фильм 2007 года, который и страшным не назовешь, не для вас. Тут-то и вступает в игру новый «Хэллоуин», передающий классике привет сквозь время.

Кадр из фильма «Хэллоуин» (2018)

Дэвид Гордон Грин играет на грани модного и олдскульного, изредка приправляя комедией, которая тут ужасно не к месту. Новый «Хэллоуин» – это сразу и сиквел, и ремейк, и ребут. Полноценный хоррор мил. Майкл Майерс бродит, закалывает, режет, сворачивает шеи... Короче говоря, смачно безобразничает, но только после того, как угрожающе постоит во мраке, заглянет в окно и посверлит взглядом будущую жертву. Именно с убийцей все традиционно. Фильм вообще традиционен. Ну, да, сегодня Лори – не наивная школьница, а параноидальная отшельница и боевая бабка, жаждущая мести. Вот только беда в том, что все, на что способны авторы, зрители уже видели.

Кадр из фильма «Хэллоуин» (2018)

Семейную трагедию Лори Строуд разбавляют похотливыми и совсем уж скучными подростками, потому что это слэшер и так надо, а дочь и внучка главной героини остаются в тени, хотя, казалось бы, рассказывать надо именно о родных Строуд. Между прочим, Лори даже близко не та, что была раньше, а то, что жертва – младшая сестра Майкла, в «Хэллоуине 2» объясняло вроде бы все, но в то же время ничего. Напрашивается загадка в духе «Психо». Зато в новой главе убийства изобретательнее, агрессивнее и злее, а изображение элегантнее и глаже прежнего. Здесь есть особенно изумительный проход Майерса, снятый одним дублем. При этом пропали решающие черты старого саспенсового «Хэллоуина» – ретро-эстетика и атмосфера. Вспомните другие произведения Джона Карпентера: «Нечто», «Кристина» и «Побег из Нью-Йорка». И здесь, наверное, трудно винить Дэвида Гордона Грина, потому что пока никто внятно так и не определил дух и настроение нового столетия, поэтому и слэшер получился глубоко ностальгическим, а значит, фанатским. Во всяком случае, сюжетно уж точно. Как говорится: «Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать».

Кадр из фильма «Хэллоуин» (2018)

Принимаясь за работу над классикой, режиссер встает перед непростой дилеммой: суметь придать новой главе авторской свежести, но еще постараться угодить толпе пуритан, которая схватится за ножи, если вдруг что не так. А зачем повторяться, когда есть детище Джона Карпентера? История прямая и простая. Недаром в оригинале имя убийцы – безликое «The Shape». Как человек, Майкл Майерс давно мертв – осталась только форма, которую заполнило зло, чернота, бездна, куда если долго смотреть, то... Сами знаете. Как такое убить? Мистика – одна из самых сильных сторон оригинального «Хэллоуина». Майкл Майерс – стихия, несущая смерть, и в эту ночь Самайна она охватывает самый обычный провинциальный городок. Никто ничего не знает о Майкле Майерсе, мы едва видим его лицо, хотя авторы нового сиквела нас дразнят, мельком показывая седовласого убийцу без маски. Карпентеровский фильм – метафора простой жизненной истины, что в мире существует неукротимое зло, которое, подобно проклятию, преследует каждого из нас. Впрочем, не ищите никакого подтекста, потому что это традиционный сюжет о преследователе. Хотя Роб Зомби пытался сделать из американского психопата человека. Ну, до поры до времени.


Кадр из фильма «Хэллоуин» (2018)

Непонятно, однако, чем же авторов обидел «Хэллоуин 2», принимая во внимание то, что новый фильм тоже заканчивается пулями, кровью и огнем, но никаких новых открытий «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина не делает. Куда делся фрейдистский оттенок охоты на родню, зачем псих докопался до своей сестры и как, черт возьми, он выжил после нескольких выстрелов в упор? Возвращение достойное и явно круче других продолжений, но почему мы опять вернулись туда, где все начиналось, ответить затрудняюсь.


Читайте также