В издательстве «АСТ» вышла книга Стивена Кинга «Секретные окна» – сборник статей, лекций и рассказов, посвященных писательству и писательскому мастерству. Soyuz.Ru рассказывает об этой и других книгах, авторы которых размышляют над природой творчества и писательского дара.
«Как писать книги»
Стивен Кинг
«Секретные окна» – вовсе не первая книга, в которой Кинг затрагивает тему писательства. Еще в 2000 году в свет вышли его «мемуары о ремесле», переведенные на русский язык под названием «Как писать книги», хотя более точным был бы вариант «О писательстве». Как и другие произведения Кинга, этот опус – не просто рассуждения о том, откуда берется вдохновение и что нужно сделать, чтобы писать все лучше и лучше, но смешение разных повествований, куда входят автобиография, история создания произведений, в числе которых – «Кэрри», «Мертвая зона» и «Стрелок», положивший начало знаменитому циклу «Темная башня», мысли о природе творчества и об инструментах писателя, а заодно и предложение написать что-нибудь «а-ля Стивен Кинг». Последнее, надо сказать, едва ли достижимо, однако заглянуть в лабораторию одного из самых ярких писателей США в любом случае интересно.
«Секретные окна»
Стивен Кинг
«Секретные окна» – сборник несколько более разнородный, объединяющий не только статьи и лекции о писательстве, но и беллетристические произведения, в числе которых – первые рассказы Кинга «Прыгун» и «Срочный вызов», интересные в том числе и как «зародыш» будущей творческой манеры маэстро ужасов. Не обошлось в сборнике и без истории создания произведений – к примеру, знаете ли вы, из какой идеи вырос уже во второй раз экранизируемый роман «Оно»? Или «Жребий», героем которого также является известный писатель?
Разговор о творчестве немыслим без размышлений о собственных корнях – и частью сборника стал отрывок из книги «Пляска смерти», посвященный литературе ужасов, с которой и поныне (хоть и не без упрощений) ассоциируют Кинга. Есть здесь и литературные советы. «Сокращайте. Срезайте весь жир, оставляйте лишь мясо и кости. Это будет больно, но так надо». Конечно, этот совет касается журнальных публикаций, которые вовсе не рассчитаны на «Войну и мир», но умение сокращать и редактировать – отдельное умение, по которому узнается в том числе и хороший писатель.
«Золотая роза»
Константин Паустовский
«Золотая роза» выросла из материалов семинара прозы в Литературном институте имени Горького, которым Паустовский руководил на протяжении более чем десяти лет, и стала, пожалуй, самой известной из книг о писательском труде, написанных на русском языке. Она равно далека от унылых хроник на семинарах и от столь же нудных рецептов мастерства: вместо этого автор предлагает читателю воспоминания и размышления о любимых писателях и поэтах, среди которых – Чехов, Блок, Мопассан, Юрий Олеша и Виктор Гюго, рассказывает о появлении на свет своего первого рассказа, история создания которого едва ли не интереснее его самого, говорит о том, как рождается замысел и как начинают со временем вести себя придуманные герои, рассказывает о силе воображения и искусстве видеть мир, без которого меркнет самая эффектная проза. И все это написано тем же ярким, точным и в то же время естественным и доверительным стилем, что и любое из произведений мастера русской прозы.
Читайте также: Странные привычки и увлечения 15 знаменитых писателей
«Дзен в искусстве написания книг»
Рэй Брэдбери
Книги Рэя Брэдбери находили и продолжают находить почитателей во всем мире, в том числе и в России – неудивительно, что российские издательства до сих пор переиздают его книги в разных видах, от бюджетных до подарочных. А в 2014 году до русского читателя дошел сборник эссе и стихов маэстро, посвященных творчеству, и прежде всего – радости творчества. Кстати, одно из этих эссе так и называется – «Радость творчества», под стать ему и другие названия: «Пьяный за рулем велосипеда», «На плечах великанов», «Как удерживать и кормить Музу». Само собой, есть в этом сборнике и история создания трех главных книг Брэдбери – «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» и «Марсианские хроники»: поклонники первого из этих романов, знающие его наизусть, наверняка найдут кое-что интересное в соответствующем эссе. А все остальные могут просто насладиться еще одним образчиком стиля человека, о котором Стивен Кинг когда-то сказал, что Бог создал Рэя Брэдбери – и разбил форму.
«Путь художника»
Джулия Кэмерон
Если выбрать самый популярный совет из тех, что обычно дают пишущему человеку, то, пожалуй, первое место мог бы занять такой совет: больше читайте и еще больше пишите. Тот же Стивен Кинг утверждает, что книгу – хорошую или плохую, не суть важно – можно высидеть, приучив себя к каждодневному труду, который рано или поздно даст свои плоды. Еще дальше идет сценаристка и писательница Джулия Кэмерон, утверждающая, что творческое начало – самое естественное, что может быть в человеке, однако творческий кризис столь же естественен, а значит, на свете должны быть способы его преодолеть. В отличие от других книг в этой подборке, ее руководство имеет в том числе и практическое применение: 12-недельный курс включает в себя ряд упражнений, призванных восстановить творческую веру в себя и оживить, казалось бы, иссохший родник. Безусловно, можно понять и тех, кто не верит вообще ни в какие «упражнения» для творческой составляющей, но практика показывает, что некоторые из них все же работают, а как именно – каждый вправе попробовать и убедиться самостоятельно.
«Алхимия слова»
Ян Парандовский
Еще одна книга, то и дело мелькающая в списках книг о писательском ремесле, написана польским автором Яном Парандовским, и название ее в полной мере отвечает сути. Это разговор о том, из каких мелочей складывается писательский труд, от мотивов, толкающих человека к письменному столу и условий успешной работы (в числе которых – чай, кофе и табак) до бесед о вдохновении писателя, его стиле, языке и посмертной судьбе. Разумеется, значительное внимание при этом уделяется польским авторам, в том числе и малоизвестным в России, но Парандовский не проходит и мимо таких фигур, как Лев Толстой, Тургенев и Чехов.
«XIX век отгородил нас от нашей литературы предыдущих столетий, куда после сдачи экзамена на аттестат зрелости никто не заглядывает. Иначе не могло и быть, потому что только XIX век дал нам первых несомненных гениев, создал драму, роман, эссе, а лирику поднял на высоту, неведомую предыдущим векам, усовершенствовав даже такие ее архаические разновидности, как сонет, XIX век расширил сферу чувств, окрылил мысль, так долго остававшуюся приземленной, наконец, освежил язык, обогатив словарь, придав синтаксису гибкость и легкость». Не правда ли, похоже на то, что примерно тогда же происходило в России?
К тому же стиль Парандовского ярок, предмет интересен, а многие рассуждения заставляют задуматься над тем, что в других обстоятельствах читателю бы и в голову не пришло – а не для этого ли и существуют слова о словах?
«Как пишут стихи»
Вадим Кожинов
«Эта книга обращена ко всем, кто любит или же хочет полюбить поэзию, и, конечно, к тем, кто сам пишет стихи. Она не представляет собою трактат, строгое теоретическое рассуждение о стихе и тем более "руководство", учебник. Это просто разговор о стихе, свободно переходящий от одной темы к другой, а нередко и возвращающийся к тому или иному важному вопросу», - пишет уже в предисловии автор этой книги, литературовед и историк Вадим Кожинов. Разговор в ней ведется о таких предметах, как строение и природа стиха, соотношение его формы и содержания, роль формального мастерства в поэзии (многие и поныне полагают, что для хороших стихов достаточно одного лишь вдохновения, что, мягко говоря, не совсем так) и других важных для любого пишущего человека вещах. И, разумеется, положения книги обильно подкреплены поэтическими цитатами от древних книжников до Вознесенского, особое же внимание уделено так называемому Золотому веку русской поэзии, многих представителей которого – и иногда незаслуженно – затмевает фигура Пушкина. Сможет ли прочитавший эту книгу стать хорошим поэтом – вопрос открытый, но то, что она заставляет задуматься как над самой сутью стиха, так и над собственным творчеством, пожалуй, несомненно. А это самое важное.