Одри Хепберн – Холли Голайтли
«Завтрак у Тиффани» (1961)
Автор новеллы «Завтрак у Тиффани» Трумен Капоте (хотя и дружил с Одри Хепберн, и был очень высокого мнения о ней) видел в роли Холли Голайтли исключительно Мэрилин Монро. Но в студии Paramount пошли против воли писателя, в конечном счете взяв на роль именно Хепберн. Любопытно, что при этом как Капоте, так и сама Хепберн вначале единодушно заявляли, что роль Холли – не для нее. Одри Хепберн долго колебалась, считая, что недостаточно опытна для этой роли, что ей недостает техники, из-за чего она будет неестественно выглядеть в этой роли. Стать Холли ее все-таки уговорил режиссер картины Блейк Эдвардс, к которому Хепберн почувствовала доверие, поскольку их взгляды на процесс съемок и работу над персонажем полностью совпадали.
Леонардо ДиКаприо – Джек Доусон
«Титаник» (1997)
Как ни сложно в это поверить, Леонардо ДиКаприо едва не отказался сыграть того самого Джека Доусона, возлюбленного Розы Дьюитт-Бьюкейтер, которого сейчас знают, пожалуй, все. Но, когда ДиКаприо впервые предложили роль Джека, он ответил, что его не интересует «традиционный романтический герой».
Джеймс Кэмерон рассказывал:
«В роли Джека не было "надлома", который стал характерным для героев, которых обычно играет Лео. Так что мне пришлось потрудиться, чтобы уговорить его. Я приводил в пример Грегори Пека и Джимми Стюарта – этих экранных романтических героев прежних поколений, которые завоевывали зрительскую любовь без видимых усилий. В этом была трудность, в этом был вызов. В общем, он согласился, как только понял, что я предлагаю ему совсем не такую "простую" роль, как может показаться на первый взгляд».
Арнольд Шварценеггер – Т-800
«Терминатор» (1984)
До того, как согласиться на роль Терминатора, Арнольд Шварценеггер сомневался, хорошая ли это вообще идея. В автобиографии «Вспомнить все» он пишет, что ему не хотелось играть робота-Терминатора, у которого почти не было реплик, поскольку у зрителей была все еще свежа в памяти его роль в «Конане-варваре» (1982), где ему досталось почти так же мало слов:
«Я боялся, что люди подумают, будто я сознательно играю только немые роли, или – того хуже – что все мои реплики вырезали, так как режиссер счел мою работу негодной».
Однако помимо того, что у Терминатора было мало слов, Шварценеггер не горел желанием играть злодея. Режиссеру Джеймсу Кэмерону пришлось убеждать его, что Терминатор – не герой, но и не злодей, а по своей сути, скорее, нейтрален. В итоге роль Терминатора пошла карьере Шварценеггера только на пользу.
Читайте также: 13 актеров, которые променяли крутые роли на провальные
Ричард Дрейфусс – Мэтт Хупер
«Челюсти» (1975)
Ричард Дрейфусс был бы куда менее известен, если бы не «Челюсти» Стивена Спилберга, как и без Дрейфусса «Челюсти» многое бы потеряли. Самое интересное – тот факт, что Дрейфусс попал в актерский состав «Челюстей», по слухам, во многом был волей случая. Находясь на не лучшем этапе своей карьеры, Дрейфусс предчувствовал, что его последний на тот момент фильм «Ученичество Дадди Кравица» (малоизвестная картина режиссера Теда Котчеффа) окажется провалом, пошел к Стивену Спилбергу и сам его упросил, чтобы он взял его на роль океанолога Мэтта Хупера в «Челюстях». Так или иначе, Спилберг не прогадал, а после того, как «Челюсти» стали самым кассовым фильмом в истории (хотя и оставался им недолго, до 1977 года, когда вышел первый эпизод «Звездных войн»), карьера Дрейфусса была спасена.
Алан Рикман – Ганс Грубер
«Крепкий орешек» (1988)
Первая реакция Алана Рикмана на предложенную ему роль «в каком-то боевике» под названием «Крепкий орешек» была чистейшим недоумением. Впрочем, Рикман, по его словам, тогда еще был не слишком опытным актером без единой заметной роли и мало знал о киноиндустрии. «Прочитав сценарий, я подумал: что это вообще такое? Я не буду в этом сниматься», – рассказывал Рикман. Но, еще почитав сценарий и отметив его остроумность и динамичность, Рикман все-таки решил подписать контракт. Позднее он сам внес свой вклад в сценарий, предложив некоторые сюжетные ходы, и часть из них вошла в фильм. Так была запущена карьера Алана Рикмана в кино, на протяжении которой он воплотил многих харизматичных и запоминающихся кинозлодеев.
Билл Мюррей – Боб Харрис
«Трудности перевода» (2003)
Если зрителям и критикам показалось, что Билл Мюррей был прямо-таки создан для роли главного героя «Трудностей перевода» (которая принесла ему номинацию на «Оскар»), это было не просто так: София Коппола писала сценарий, заранее предполагая, что стареющую кинозвезду Боба Харриса сыграет именно Мюррей. Но на практике заполучить Мюррея оказалось сложно, и даже не потому, что он напрямую отказывался от роли. По каким-то причинам Мюррей был хронически недоступен, не отвечал ни на звонки, ни на письма и игнорировал просьбы о встрече. Режиссеру Софии Копполе пришлось на протяжении года буквально преследовать неуловимого актера, причем Мюррей продолжал держать всех в неопределенности необычайно долго. Коппола признавалась, что до самого конца не была уверена, что Мюррей появится на съемках, но он все же таки прибыл, хотя и в самый последний момент – когда все уже начали подумывать о замене.
Ума Турман – Миа Уоллес
«Криминальное чтиво» (1994)
«Криминальное чтиво» стоит в ряду особо известных и выдающихся работ Квентина Тарантино как во всех смыслах «тарантиновская классика» – черный юмор, эксцентричные персонажи и много, очень много эпизодов с насилием, по большей части не без доли абсурда. Однако именно этот «почерк мастера» едва не оттолкнул Уму Турман (которой было всего 23 года, причем она была «довольно консервативно воспитана»). Из-за обилия жестоких и откровенно провокационных сцен Турман поначалу был не по душе и сам сценарий, и героиня, которую ей предлагалось сыграть. Кое-что в будущем фильме Турман считала «попросту пугающим», но Тарантино – не без труда – смог ее убедить поменять точку зрения. По прошествии лет уже с трудом верится, что Ума Турман могла бы отказаться от роли Мии и так и не начать сниматься у Тарантино. По словам самой Турман, сейчас в это с трудом верит даже она сама.
Читайте также: 10 известных актеров, которых вырезали из фильмов
Джули Эндрюс – Мария
«Звуки музыки» (1965)
Для Джули Эндрюс роль гувернантки Марии в «Звуках музыки» стала знаковой – как и для миллионов зрителей, полюбивших ее героиню с первого взгляда. Однако больше 50 лет назад и еще в самом начале ее карьеры, Эндрюс одолевали сомнения по поводу этой роли. Незадолго до «Звуков музыки» она уже играла няню в «Мэри Поппинс» – это было ее дебютом в кино. После этой картины, пользовавшейся большим успехом, Эндрюс успела сняться в главной роли в комедийной драме «Американизация Эмили», достаточно смелой и противоречивой по тем временам. Когда ей снова предложили роль няни в еще одном мюзикле, вначале Эндрюс была обескуражена:
«Мне казалось, к этому времени я уже доказала, что могу играть не только нянь!».
Так «Звуки музыки» могли бы лишиться волшебного пения Джули Эндрюс, но, к большому счастью, этого не произошло.
Ричард Харрис – Альбус Дамблдор
«Гарри Поттер и философский камень» (2001)
Величественный волшебник Альбус Дамблдор в исполнении Ричарда Харриса запомнился и полюбился многим, хотя немногие знают, какого труда стоило создателям «Гарри Поттер и философский камень» уговорить Харриса сняться в этой роли. Главной причиной, по которой Харрис отвергал предложения, были условия контракта: согласие на съемки в первом фильме серии автоматически означало участие во всех последующих, а это, как говорил Харрис, было «совсем не то, на что мне бы хотелось убить последние годы жизни». Однако в итоге Харрис все же сыграл Дамблдора в двух фильмах («Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната», 2002). На такое серьезное «нарушение» своих планов он пошел ради любимой внучки, которая так хотела увидеть дедушку в роли Дамблдора, что тот решил, что отказаться просто не вправе.
К сожалению, лента «Гарри Поттер и тайная комната» стала последней в фильмографии Ричарда Харриса – он ушел из жизни 25 октября 2002 года. В «Узнике Азкабана» роль Альбуса Дамблдора (как и в дальнейших фильмах о Гарри Поттере) сыграл Майкл Гэмбон.
Гари Олдман – Уинстон Черчилль
«Темные времена» (2017)
Роль, в 2018 году принесшая Гари Олдману премию «Оскар» (первую в его карьере, между прочим), поначалу явно не привлекла его – на первое письмо с предложением сыграть Уинстона Черчилля актер ответил решительным «нет». Свой отказ Олдман мотивировал расплывчато («Не думаю, что я создан для роли Черчилля хотя бы по физическим параметрам»), ссылаясь то ли на общее внешнее несходство, то ли на то, что его фигура совсем не напоминает силуэт грузного британского премьер-министра. Однако уникальный грим сделал Олдмана почти неузнаваемым (за время съемок он провел в гримерной более 200 часов), а его актерская игра создала поразительное сходство с Черчиллем. К слову, перед тем, как согласиться на роль Черчилля, Олдман изучал его внешность и пластику по старым кинохроникам.