«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»: Мрачнее! Эпичнее! Волшебнее!

Вторая часть приключений Ньюта Саламандера получилась захватывающей и впечатляющей, если бы только не одно «но»…

В «Преступлениях Грин-де-Вальда» Джоан Роулинг и Дэвид Йейтс вновь предлагают зрителю окунуться в волшебный мир с головой. Завораживающие спецэффекты, новые, ранее невиданные заклинания, чудесные пейзажи и завораживающая музыка – все это ждет зрителей в продолжении сказки, которая давно уже стала любимой не только у детей, но и у взрослых. «Мурашечные» полеты по ночному небу, мыльные пузыри, в которых можно «плавать» в воздухе (почти как зорбинг, только волшебнее!), самые невероятные чудо-звери и волнующее перевоплощение девушки-змеи Нагайны в цирке – огромный необычный мир магии, который мы знали по кино-«поттериане», в сиквеле расширится еще больше. Можно много говорить о безупречном вкусе и чувстве стиля, с которыми тонко соткан этот дивный волшебный мир, однако как следует насладиться этим всем в сиквеле нам кое-что мешает.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Первая часть «Тварей» показала нам относительно новый для «поттерианы» формат, напоминающий антологию – перед нами одновременно разворачивались несколько вроде как самостоятельных сюжетных линий, которые в финале сходились – и зритель наслаждался эффектной и неожиданной развязкой. В «Преступлениях Грин-де-Вальда» сохраняется такой же подход к повествованию, однако скорость и насыщенность сюжета увеличиваются – зрителя то и дело перебрасывают в контрастные друг другу истории: стартуем с ловкого побега Геллерта Грин-де-Вальда (Джонни Депп), бодро так спешим на поиски матери Криденса Бэрбоуна (Эзра Миллер), эстафету перенимают сложности в отношениях Якоба Ковальски (Дэн Фоглер) и Куинни Голдштейн (Элисон Судол), и тут еще между делом промелькнула печальная история проклятой Нагайны (Клаудия Ким) – той самой змеи Волан-де-Морта.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Все это время нас путают резкой сменой колоритных локаций – то мы в стенах Хогвартса, вдруг попадаем в магический цирк, спускаемся в недра чемодана с тварями Ньюта Саламандера (Эдди Редмэйн), исследуем разные уголки Нью-Йорка, Парижа и Лондона... Эта карусель красок и эмоций крутится все быстрее и быстрее, отчего линейность повествования кажется все более размытой. Но и этого создателям мало – по ходу зрителей ждут «пасхалки», связанные не с «тварической» серией, а с «поттерианой» – вроде Николаса Фламеля (упоминался в «Философском камне»), который вообще непонятно зачем здесь оказался.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Благодаря ясной линейности всех предыдущих картин Волшебного мира, каждая из которых содержала одну главную сюжетную линию и три-четыре второстепенные, информация зрителю подавалась поэтапно. В «Преступлениях Грин-де-Вальда» Джоан Роулинг решила рискнуть и, при такой-то скорости и объеме информации, рассказала слишком много всего о слишком много ком, из-за чего необходимой глубины раскрытия лишились отдельные персонажи (даже дуэт Криденс-Нагайна кажется каким-то мимолетным). В конечном итоге это выливается в чувство, что перед нами пролетел большой «тизер» того, что в дальнейшем из взаимодействия всех этих героев (включая, возможно, и Фламеля) может получиться.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Весь фильм не покидает чувство, что нас готовят к чему-то ну очень масштабному и крутому. К финальной битве? О, да, она здесь эпична. Взвинченное до предела напряжение, хаос, эффектное голубое пламя и массовые трансгрессии волшебников задали верный тон в завершении этой главы истории. Однако это сражение для героев – никакой не этап, как это было с Гарри Поттером, а только шажок к самой последней битве (будет в пятой части), которая решит, кто же сможет изменить будущее (слоган сиквела). Нет ощущения завершенности нынешнего отрезка пути, и это также лишает возможности вместе с героями остановиться, оглядеться и почувствовать единение, как если бы мы с ними бок о бок сражались против соратников Грин-де-Вальда. Двухчасовой «тизер», конечно, захватывает дух своей эпичностью настолько, что его хочется смотреть и пересматривать, с нетерпением готовясь к третьему фильму – но все же ему не хватает той уютной неспешности, какой обладала «поттериана», в которой было практически невозможно запутаться и потеряться.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Смотря «Фантастических тварей», испытываешь приятное чувство возвращения в Волшебный мир, в то же время понимая, что он изменился вместе с нами – этот проект действительно вырос на наших глазах, здесь уже нет прежней наивности. Темный волшебник Грин-де-Вальд поистине Зло (впрочем, в нем осталось Добро) – он напугает некоторыми своими ужасными преступлениями и загипнотизирует своим ораторским искусством. В том числе страшной может показаться отсылка к глобальным войнам и разрушениям, которые пережило человечество (на момент действия ленты, действие которой развивается в начале XX века, уместнее сказать «предстоит пережить»). К тому же актуальные социальные вопросы вписаны в ленту уместно и аккуратно. Картина думает и живет – и это замечательно.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Одна из главных интриг «Преступлений Грин-де-Вальда» – раскрытие тайн семейных древ – звучит как будто бы скучно, но Дэвид Йейтс и Джоан Роулинг смогли представить это на экране с подобающими мраком и драматизмом. Однако и здесь ощущение «тизера» мешает – начинаешь сопереживать герою, проникаешься его историей, но полностью он сейчас перед тобой не раскроется, надо ждать продолжения. Особенно в этом плане показательны взаимоотношения Альбуса Дамблдора (Джуд Лоу) и Геллерта Грин-де-Вальда – в сиквеле нам предлагают собирать их историю буквально по крупицам. Есть все основания предполагать, что в оставшихся трех лентах серии мы постигнем весь лиризм и сложность их необычной дружбы, но по состоянию на текущий момент в этой истории слишком много белых пятен, мешающих разглядеть персонажей как следует.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

В «Преступлениях Грин-де-Вальда» Джонни Депп перестал восприниматься как Джонни Депп (а это было в ленте «Фантастические твари и где они обитают»). Он нашел гармонию в подаче и, похоже, отдых от ежегодного перенасыщения ролями помог ему расслабиться и отбросить клишевой характерный эмоциональный ряд. Прекрасные Клаудия Ким и Эзра Миллер поселятся в сердцах зрителей. Эдди Редмэйн в сиквеле еще более угловатый и странный (пусть продолжает). А от Джуда Лоу ждем в дальнейшем энтузиазма и бодрости – не даром нам обещали еще больше тайн Альбуса Дамблдора.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

И под занавес рецензии непременно надо упомянуть о тех, кто будет вас сопровождать в мире чародейства и волшебства на протяжении всего фильма. Конечно же, речь о животных, которых так любит Ньют Саламандер. Вы непременно обрадуетесь новой встрече с проказливым Нюхлем (и его сородичами) и с верным лукотрусом Пикеттом, а еще с новичками франшизы вроде невообразимых размеров водорослеобразного колпи – который не так опасен, как кажется. А кое-кто из них сыграет огромную роль в развязке этой волшебной истории...

P.S. Если вы выбираете, в каком формате смотреть «Преступления Грин-де-Вальда», то будьте уверены: в 3D и IMAX это магическое путешествие будет еще более невероятным и впечатляющим.

Читайте также