Легенды и сказания – один из главных источников, из которых деятели кино уже второе столетие черпают сюжеты для своих произведений. Прекрасным примером тому можно назвать легенду о Робине Гуде – прославленном Принце воров с Туманного Альбиона, по приданиям грабившем богатых и помогавшем нуждающимся. Каких только киноадаптаций его похождений ни видел свет: и многочисленные классические вариации, и мультяшная версия от Disney, и пародия Мела Брукса. Первая картина так вообще вышла более 100 лет назад – в 1908! И вот список пополнился еще одним фильмом – «Робин Гуд: Начало», на этот раз от британского режиссера Отто Батхерста, чье имя может быть известно поклонникам сериала «Острые козырьки».
По сюжету фильма дворянин Робин Локсли, беззаботно обитающий в своем поместье вместе с возлюбленной (к слову, бывшей воровкой), получает подписанное шерифом Ноттингемским послание о призыве на военную службу в связи с грядущим Крестовым походом. Спустя годы и пережитые на войне потрясения Робин возвращается и узнает печальные известия. Шикарная обитель конфискована, сам он объявлен погибшим, а любовь всей его жизни уже с другим. Но тут-то появляется старый «знакомый» мавр, который потерял на войне руку, сына и тысячи соратников и теперь планирует нанести удар врагу в его же обители, предварительно объединившись с жаждущим вендетты Робином Локсли.
Создатели в самом начале заявляют (отдельно стоит отметить, что делают это при помощи пережитка прошлого – закадрового голоса рассказчика, который пускай и не разжевывает происходящее на экране весь фильм, но своим появлением в начале и в конце вызывает и без того нередко возникающие во время просмотра этого «творения» негативные эмоции) о том, что это чуть ли не супергеройское кино не просто легенда, а реальная история. После этого авторы выворачивают из карманов все клише и предсказуемые сюжетные повороты, которые только смогли насобирать при безуспешных попытках блеснуть оригинальностью.
Сценарный материал фильма настолько банален, топорен и в некоторых сценах даже откровенно бездарен, что проникнуться чувствами к персонажам кажется сверхсложной задачей, а об интриге и саспенсе и речи не идет. Ко всему прочему, чуть ли не из каждой щели в киноленте торчат всевозможные детали, которые все больше убеждают в попустительском отношении авторов к мелочам, что выливается в проблемы с логичностью, правдоподобностью и продуманностью происходящего. И тут уже наличие прекрасных актеров, таких как Тэрон Эджертон, Бен Мендельсон и оскароносный Джейми Фокс, никак переломить ситуацию не может. Все они стараются, однако, к сожалению, выступают заложниками безыскусного сценария.
Усугубляют сюжетное безобразие режиссерские решения, которым нашлось бы место в каком-нибудь проходном боевике из прошлого десятилетия. Так, экшн-сцены вдоль и поперек напичканы замедленной съемкой. Вместо того, чтобы использовать ее несколько раз и в действительно нужных моментах, Батхерст прибегает к этому приему постоянно, лишь обнажая несовершенство боевых сцен. Они, к слову, то странным образом как будто пародируют перестрелки из «Черного ястреба», то походят на сцены из какого-то заурядного супергеройского кино. Кроме того, когда авторы задействуют компьютерную графику, выглядит она по меркам американских блокбастеров откровенно жалко.
В стилизации костюмов и окружения, на которую многие обращали внимание в трейлерах, прослеживаются современные и даже футуристические нотки. Но это оказывается лишь очередным бессмысленным решением создателей, не привносящим ничего важного ни в визуальный ряд, ни в содержание фильма. Наоборот, кажется, что все это какой-то нелепый стилизованный маскарад или рекламный ролик.
Никогда не стоит заранее ставить крест на новых интерпретациях хорошо знакомых старых историй. Однако эта не соответствующая стандартам современного или классического старого приключенческого кино версия похождений Робина Гуда концептуально не оправдывает своего существования. В итоге выясняется, что она была попросту не нужна, и провал 100-миллионной махины в прокате – это логичное для всего этого безобразия последствие. И если у кого-то и украдут деньги и время, так это у зрителя, по неосторожности пришедшего на сеанс этого фильма. Забавно, что лента Отто Батхерста под оригинальным названием «Robin Hood» по иронии судьбы в отечественном прокате получила приставку «Начало». Да какое уж это начало. Самый что ни на есть настоящий конец.