Место Майкла Бэя занял молодой Трэвис Найт, который наглядно показывает, что незаменимых режиссеров не существует. Получилась классическая спилберговская сказка: бодро и винтажно, и без бэйленда.
Миленько, душевно, без лишнего шума и скрежета. Наверное, это все, что можно сказать о фантастической сказке «Бамблби». Майкл Бэй остался в рядах продюсеров, как и Стивен Спилберг, и это важно, потому что новая глава трансформерского мифа похожа на спилберговские «Инопланетянин» и «Гремлины». Ретро-эстетика, музыка 80-х и, главное, сказка о дружбе ребенка и космического существа. Ничего гениального и новаторского нет, зато режиссер Трэвис Найт делает детскую историю камернее, семейнее, без пафоса, эпоса и американского патриотизма. Странно, что сам Спилберг не берется за трансформеров. Вон какую сделал сумасшедшую приключенческую фантастику «Первому игроку приготовиться».
Идет беспощадная война между автоботами и десептиконами. Кибертрон пал, Оптимус Прайм приказывает отступить, а Бамблби отправляется на Землю в поисках убежища, но там «предатель Кибертрона» сталкивается с агрессией землян. Правда, после взрывной схватки, где взрывы – это взрывы, а не «бэйздец», молчаливый Бамблби скрывается, и в 1987 году мы встречаем девушку с мальчишеским именем Чарли, которая днем работает в общепите, а вечером возится в гараже под музыку The Smiths. Чарли разбирается в механике, и девчачьи прелести ее раздражают – дай только гаечный ключ и старую развалюху. И вот в день рождения мечты сбываются – Чарли пересаживается с мопеда за руль желтого Volkswagen Käfer. Понятно, что тачка не простая, а трансформерская.
Костяк сюжета – типичный – дружба подростка и робота. Чарли дает машине имя (трансформер «жужжит как шмель»), обучает робота правильному поведению в рейгановской Америке, что делать можно, а что страшно опасно. А пока девочка, потерявшая отца, и робот, покинувший родную планету, гуляют по лесу и слушают музыку на кассетах (те, что не нравятся, Бамблби выплевывает), десептиконы прилетают и коварством захватывают спутники наивных землян. Ну, как коварством. Вешают трансформеровские провода на американские уши, чтобы выйти на след кибертроновских мятежников. Не совсем понятна суть конфликта, но это не беда. Никто ведь не задумывается, почему трансформеры человекоцентричные.
Детская сказка получилась действительно по-спилберовски детской. Авторы отказались от сюжетной нагроможденности, дизайн роботов упрощен и каноничен, обращен к игрушкам и мультику 80-х. Кстати, 1987 – год окончания культового мультсериала. Трэвис Найт продолжает современную моду на винтаж, поэтому фанаты поп-культуры будут рады. Другие же получат нового «Стального гиганта», пусть менее грустного и антивоенного. Между прочим, тут тоже ощутима паранойя холодной войны.
Семья и военщина бесполезные и даже подбешивающие, потому что, как ни крути, фильм посвящен взрослению ребенка и очеловечиванию робота, и даже больше роботу, чем людям, вот и внимания Бамблби получает больше, и нежности в него вложено от души. И милый юмор полностью связан с боязливым и неуклюжим, но смелым Бамблби, что понятно – это его сольник. Странно, что большой робот настолько забавный и неловкий – как-никак солдат, машина войны, а не пугливый песик.
Обидно, конечно, что «Бамблби» не чувствуется приключенческим аттракционом. Даже финальную битву не назовешь блокбастером. Весь взрывной экшен остался на Кибертроне, который показан в спешке. Драка автобота с двумя десептиконами лишена величественного размаха. Вот где требуется пафос Оптимуса Прайма, который появляется всего-то несколько раз, и ударный и всегда прекрасный саундтрек Стива Яблонски (тут его сменил оскароносный Дарио Марианелли). Сказка стала заложником скромности желтого «жука». Придать бы истории, или хотя бы ее частям, чуточку грандиозности. Хотя кто-то справедливо заметит, что грандиозность семейному «Бамблби» только навредит – можно переборщить.
Картина летняя, но все же не тянет на зрелищный блокбастер. Фантастика сделана аккуратненько, чтобы зритель мог разобрать и обдумать, что вообще происходит. Здесь вам не груда металлолома во вселенском замесе. И в этом главная победа постановщика Трэвиса Найта, который показал историю гигантов бережно, уютно и игрушечно, что закономерно, ведь режиссерский дебют Найта – чудеснейший кукольный мультик «Кубо. Легенда о самурае». Трансформеру наконец-то нашли свой голос. Хотя, нет, не свой – это все еще «Стальной гигант», поэтому самое оригинальное в «Бамблби» то, что это самый крепкий фильм о трансформерах.