Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Я – фаст-фуд»: Главные роли Николаса Кейджа

Одному из самых ярких актеров Голливуда и просто безумцу исполнилось 55 лет.
7 января 2019 0
Кадр из фильма «Воспитание Аризоны»
Кадр из фильма «Воспитание Аризоны»

Когда кто-то говорит, что Николас Кейдж – бездарный актер, будьте уверены: этот человек ничего не знает о кино. Какие только роли Кейдж не исполнял – он играл и пророка, и лесоруба, и алкоголика, и байкера Апокалипсиса, и полицейского на кокаине, и полицейского в костюме медведя, и искателя приключений, и частного детектива, и сценариста (аж двоих сразу), и химика, и торговца оружием... Актер, отказавшийся от фамилии Коппола и взявший имя комиксового супергероя, бывает диким, страшным, слабым и порочным, и в чем-то даже печальным. Смотрите «Мэнди» – один из главных фильмов 2018 года. Впрочем, Кейдж все равно остается загадкой – то ли фильм ужасен из-за актера, то ли актер ужасен из-за фильма. А ведь племянник Фрэнсиса Форда Копполы еще мог натянуть сине-красное трико и сыграть Супермена. Порой кажется, что этот артист физически не способен проявить сдержанность при выборе ролей. Рассказываем о пяти главных ролях великого и странного Кейджа, которому сегодня стукнуло 55.

«Без лица» (1997)

Кадр из фильма «Без лица»

Кадр из фильма «Без лица»

Ник Кейдж, одетый как священник, танцует, как маньяк, хватает за зад одну из церковных хористок и поет «Аллилуйя», выпучив глаза. Бессмертный эпизод. А потом – тюремная драка, где герой с лицом злодея яростно выкрикивает: «Я – Кастор Трой!», пытаясь убедить не столько окружающих заключенных, сколько себя. И в этом его главная трагедия. Вспомните другой эпизод – Траволта и Кейдж целятся друг в друга, находясь по разные стороны зеркала. Тематически боевик гонконгского мастера Джона Ву даже похож на классические ленты «Вспомнить все» и «Робокоп». Герой и злодей меняются лицами. Схема безумная, даже абсурдная, зато позволяет актеру вжиться сразу в две личности: полицейского и террориста, скорбящего отца и беспощадного убийцы, хищника и добычи, грешника и праведника. Особенно зрелищно эта дилемма выглядит в перестрелках в слоу-мо и летающими голубями. «Я хочу снять с него... Лицо. Содрать. Глаза. Нос. Кожу», – рассказывает осатаневший Кейдж, которого можно любить или ненавидеть, но фильм «Без лица», помимо олдскульных «Скала» и «Воздушная тюрьма», должен знать каждый. Боевик о дружбе и вражде, благородстве и мужестве получился стильным, а для Николаса Кейджа – драматичным.

«Великолепная афера» (2003)

Кадр из фильма «Великолепная афера»

Кадр из фильма «Великолепная афера»

Роль, которая оправдывает кривлянье и бешенство Ника Кейджа. Режиссер Ридли Скотт превратил его самобытные закидоны в болезнь. Это тот фильм, где «переигрывать» позволяется, ведь главный герой – параноидальный невротик, боящийся открытых пространств. «Ненавижу грязь, особенно в щелях. И когда в ботинках наступают на мой ковер. Еще меня мучает нервный тик. Это очень расстраивает», – объясняет Кейдж, который мало того, что вечно на взводе, дерганый и раздраженный, так еще кричит и угрожает, и вообще он азартный мошенник. Криминальная мелодрама держится целиком на Кейдже, скованном тиками и фобиями. Это настоящее актерское соло. Персонаж превращается из осторожного отшельника, кричащего в аптеке: «А тебя никогда не избивали так, что ты начинал мочиться кровью?!», в дружелюбного продавца ковров. Нетипичная картина Ридли Скотта о перевоспитании моральном и физическом с эксцентричным, буйным и поразительно убедительным Николасом Кейджем, джазменом кинематографа.

«Воспитание Аризоны» (1987) и «Придорожное заведение» (1992)

Должен немного смухлевать, но здесь повод хорош – два фильма братьев Коэн. Хотя, нет, один – «Воспитание Аризоны». Правда, второй – «Придорожное заведение» – уж очень коэновский. Посудите сами. Два криминальных триллера, пусть один более саспенсовый и мрачный, чем другой. Ник Кейдж играет авантюристов, которые ввязываются в грязные делишки. В обоих сюжет вертится вокруг аферистов. В одном придурковатый разгильдяй с усами и растрепанной прической крадет ребенка деревенского капиталиста, а в другом безработного бродягу по ошибке принимают за киллера (деньги нужны, а убивать как-то не хочется). «Придорожное заведение» – крепкий сплав вестерна и неонуара, оттого и напоминает коэновские «Просто кровь» и «Фарго». Эдакий ковбой в джинсовке на белом «Кадиллаке» берет деньги за убийство неверной жены, но вскоре в город приезжает настоящий киллер, которого, берегись, играет Деннис Хоппер (как ни странно, эмоциональнее Кейджа). Тут-то и начинается настоящее техасское приключение. А «Воспитание Аризоны» – сумасшедшая (в том числе и в подаче) техасская комедия про такого же маргинала, разбойника с грустным взглядом и пачкой памперсов под мышкой, запутавшегося в судьбе, за которым гонится «исчадье ада», байкер на «Харлее», одетый как рок-звезда. Чем вам не Призрачный гонщик, сыгранный Кейджем позже. И тут, и там герои должны отвечать за самостоятельно сделанный выбор: в одном – кровавые деньги, в другом – ноющий младенец. Выбор, вина и ответственность – традиционные коэновские темы. Обе картины – это такое забавное и драматичное криминальное чтиво с лихими персонажами, которые хотят перехитрить друг друга, остроумным юмором и простеньким сюжетом, где много шума и страстей. Ник Кейдж блистателен в образах хулиганистого чудака и растерянного неудачника.

«Покидая Лас-Вегас» (1995)

Кадр из фильма «Покидая Лас-Вегас»

Кадр из фильма «Покидая Лас-Вегас»

Именно за роль пьяницы актер в 1996 году получил «Золотой глобус» и «Оскар». После этого были только номинации за постмодернистскую «Адаптацию» Спайка Джонса. «Покидая Лас-Вегас» – лирическая, нуарная и сексуальная драма, которая превращается в пронзительную экзистенциальную трагедию, но без лишних истерик и криков. Тонкое кино о людях на дне. Главный герой – спивающийся сценарист, который покидает Голливуд и уезжает в Вегас, чтобы напиться до смерти. В городе азарта и разврата вечно пьяный самоубийца встречает сочувствующую проститутку. Заложники собственных слабостей и пороков любят и разрушают друг друга. Роль пьяницы в солнечных очках и сигаретой в зубах – одна из самых сильных в карьере Кейджа. Герой то разносит казино, то заливается спиртным, то слизывает вискарь с женского тела, то купается в бассейне с бутылкой пива в руке... Кейдж хмурится и плачет, пьет и улыбается. «Покидая Лас-Вегас» – про зависимость, отчаяние, одиночество, потерянность и, что самое удивительное, про любовь дураков, неудачников и романтиков на грани безумия. Настоящее актерское кино.

«Воскрешая мертвецов» (1999)

Кадр из фильма «Воскрешая мертвецов»

Кадр из фильма «Воскрешая мертвецов»

Знаете, здесь точно могли бы оказаться «Глаза змеи», «Семьянин» или «Синоптик», в котором Николас Кейдж называет себя фаст-фудом. Ну, не сам Кейдж, а его герой, хотя что-то в этом есть. Однако вспомним другую драму – меланхоличную картину Мартина Скорсезе. Кино хорошее, и Кейдж здесь великолепен. Это «Аритмия» по-скорсезевски, для грустных и безнадежных. Это нью-йоркская одиссея Кейджа в роли усталого фельдшера, который во время смен из окна скорой видит не живых людей, а призраков – живые упреки, которые не дают покоя. Герой бежит от одного несчастья к другому, привозя больных и раненых в приемный покой, который изображен жутким дурдомом. И все в спешке, и все ночью, и не всех удается спасти. А кто умирает – преследует медика. Так и живет герой Кейджа, будто одной ногой в мире ином. Мысленно, конечно, а не наяву. Хотя кошмары кажутся реальностью. Агрессивный и злачный мегаполис словно питается одуревающим медиком. «Воскрешая мертвецов» – атмосфернейшее кино, похожее на «Таксиста». Ник Кейдж предстает, возможно, в самом мрачном своем образе. Вечно сонный герой похож на священника, солдата и свидетеля смерти, а работа подобна наркотику – «если надолго остановимся, умрем». Скорсезе заставит вас относиться к этому смелому и радикальному артисту всерьез.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями