Под занавес 2018 года в издательстве Елены Шубиной вышел новый роман Евгения Водолазкина «Брисбен», главный герой которого – гитарист, который из-за болезни теряет способность исполнять музыку и вспоминает свое прошлое. Soyuz.Ru рассказывает об этой и других книгах, в которых музыка становится полноправным героем повествования.
К каждой из описываемых книг прилагается плейлист с композициями, которые так или иначе упоминаются в романе.
«Контрабас»
Патрик Зюскинд
Патрик Зюскинд ворвался в литературу с романом «Парфюмер» о гениальном создателе ароматов, способном на убийство ради прекрасного запаха, однако второе его знаменитое произведение – монопьеса «Контрабас» – достойна внимания ничуть не меньше. Это монолог оркестрового музыканта, одновременно преклоняющегося перед своим инструментом и сознающего собственную ничтожность:
«Оркестр – это как определение – вообще начинается лишь там, где присутствует бас.Существуют оркестры без первой скрипки, без духовых инструментов, без литавр и без труб, без всего. Но не без баса».
Он рассказывает историю безнадежной любви к певице сопрано, говорит об истории контрабаса, проходится едва ли не по всей классической музыке – а заодно знакомит читателя или зрителя не только с хрестоматийными Шубертом и Моцартом, но и таким не очень известным композитором, как Карл Диттерс фон Диттерсдорф. По сути, перед нами нечто вроде субъективной истории контрабаса, и она может оказаться интересной не только для интересующихся классической музыкой.
«Hi-Fi»
Ник Хорнби
Герой романа Роб Флеминг – бывший клубный ди-джей, а ныне продавец в музыкальном магазине из 80-х и фанатик музыки, обожающий составлять кассетные сборники, или, как теперь говорят, микстейпы. Увы, эта (и некоторые другие) черты его характера, равно как и размышления о кризисе среднего возраста, напрочь потерялись в экранизации, несмотря на обаяние Джона Кьюсака. И это тот случай, когда книга намного интереснее фильма – особенно тем, для кого хорошо составленные кассетные сборники не пустой звук. Да и подборка песен, упоминающихся в книге, просто замечательная.
+ The Specials – «Nelson Mandela»
«Дэнс, дэнс, дэнс»
Харуки Мураками
На родине к Харуки Мураками относятся с немалым скептицизмом, отмечая, что его книги «слишком пахнут маслом», то есть ориентированы скорее на западного читателя. Одной из его «фишек» такого рода стало активное участие музыки: пассажи вроде «Я зашел в бар, где еле слышно звучала "It’s Only A Paper Moon"» в его книгах явление обычное, так что одно время производители компактов даже штамповали «Мураками Soundtracks» – сборники композиций, упоминавшихся в его романах. Это относится и к одному из самых известных его произведений – роману «Дэнс, дэнс, дэнс». Само собой, прежде чем приступать к нему, неплохо бы осилить «Охоту на овец» и другие части «трилогии Крысы», но это, пожалуй, самая яркая часть трилогии. К тому же ни в одном другом из его романов музыка не становится настолько важной: даже название взято из песни то ли The Beach Boys, то ли еще кого из любимцев Мураками.
«Улица Отчаяния»
Иэн Бэнкс
«Два дня назад я решил покончить с собой. Я уйду, уеду на попутках, уплыву из этого мрачного города к ясным, пронизанным сыростью просторам западного побережья и там брошусь в предвечное великолепие моря, омывающего остров Айона». Так начинается исповедь человека, известного как Дэниел Уэйрд – загадочного бас-гитариста гремевшей в 70-е группы Frozen Gold (если вы фанат рок-семидесятых и никогда об этой группе не слышали, не пугайтесь: мы тоже).
Споры о том, какая группа стала прототипом Frozen Gold, ведутся едва ли не с 1986 года, когда роман вышел в свет. В числе кандидатов называют Fleetwood Mac и Pink Floyd, однако еще интереснее теория некоего Андрея Фко, который утверждает в своих «Записках прогдиггера», что прототипом Frozen Gold стала шотландская банда Stone The Crows, в те же 70-е записавшая несколько отличных альбомов и распавшаяся после трагической смерти гитариста. Так это или нет, мы предлагаем решить вам самим – поставьте записи Stone The Crows и начните читать один из лучших рок-н-ролльных романов, повествующий о взлете и падении, об отчаянии и надежде, о сказочном богатстве и сознательном погружении на дно – что вовсе не так печально, как может показаться на первый взгляд.
«Эхо»
Пэм Муньос Райан
Еще одна новинка минувшего года – волшебная история, объединившая несколько поколений детей. Мальчик-дирижер, вынужденный бежать из Германии после прихода к власти Гитлера, другой ребенок – талантливый пианист, готовый на многое ради младшего брата, и девочка, столкнувшаяся с сегрегацией во время Второй мировой войны. Каждому из них в руки попадает таинственная губная гармоника со странной буквой «В» на боку, резко меняющая ход их жизни – к лучшему или к худшему? Никто не знает, равно как никто не знает и того, каким удивительным образом в конце концов пересекутся их жизни. Книга Райан была отмечена медалью Джона Ньюбери за выдающийся вклад в американскую литературу для детей и стала бестселлером по версии The New York Times, и не в последнюю очередь благодаря музыке, тонко вплетенной в ткань повествования – от классики и патриотических песен до песен к мюзиклу «Юг Тихого океана».
«Сюзи, "Лед Зеппелин" и я»
Мартин Миллар
«Мы не просто лучшая группа в мире. Мы еще и на голову круче тех, кто занимает второе место. И нам плевать, кто именно на втором месте», – горделиво говорил Роберт Плант в начале 70-х. О том, были ли Led Zeppelin великой оригинальной группой или просто удачно аккумулировали чужие идеи, можно спорить довольно долго, но не подлежит сомнению одно: для миллионов фанатов в 70-е группы круче не существовало. Одно из доказательств тому – книга шотландского писателя, ставшего свидетелем триумфального приезда группы в Глазго в 1972 году.
Что делать, если тебе 15 лет, и ты втайне вздыхаешь по самой красивой девушке в классе, но шансы завоевать ее у тебя на нуле, а вокруг только скучная школа и впереди – еще более скучная работа? Остается только вообразить себя предводителем Фантастического Великого Драконьего Войска, которое противостоит хаосу этого мира и на подмогу к которому спешат четыре самых фантастических музыканта, которых ты когда-либо видел – и если ты не расскажешь об этом всему миру, об этом не поведает уже никто. Герои этой книги стоят в очереди за билетами, считают дни до приезда, готовятся к нему, своими руками создавая хипповые «клеша» (да, и там это тоже было) – но небо так и не упадет на землю, скорее, наоборот. Энергичная и грустная книга о первой любви, взрослении и рок-н-ролле.
«Брисбен»
Евгений Водолазкин
«Великий зиждитель мира… в наш юный и дряхлый век ниспослал могущественную музыку, стремительно обращать нас к нему. Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» – задавался вопросом Николай Васильевич Гоголь, некогда именовавший себя Гоголь-Яновский. Этим же вопросом вынужден задаваться и его частичный однофамилец, герой романа «Брисбен» Глеб Яновский. «Брисбен» – это история виртуозного гитариста, который мало-помалу теряет способность играть и ищет новую точку опоры, вспоминая прошлое. Детство, украино-русская семья, первые впечатления от музыки, музыкальная школа по классу сперва домры, а затем гитары, первые выступления на публике, первая любовь и первая смерть... И интонацией, и формой повествования новый роман Евгения Водолазкина напоминает не столько его же нашумевший «Лавр», сколько книгу Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Станет ли он такой же сенсацией, как и оба названных произведения? Вопрос открытый, но интересный.
+ «Вже сонце низенько» (Украинская народная песня) и J. Roche – «Habanera»
Респект за идею!
14 Января 2019, 18:41