Поэт
Известные слова о том, что прозаик рождается из поэта, применимы в том числе и к Эдгару По: в литературе он дебютировал сборником «"Тамерлан" и другие стихотворения», который не имел успеха и почти не был замечен критикой. Многие поэты, переходящие на прозу, либо забрасывают стихотворчество вовсе, либо же их поэзия теряется на фоне прозаических достижений. Не то было с Эдгаром По: свою первую поэму «Тамерлан» он активно дорабатывал, а стихотворение «Ворон» стало не только одним из символов «черного романтизма», но и предметом переделок и пародий. Стихи Эдгара По переводили на русский язык неутомимые труженики Серебряного века Константин Бальмонт и Валерий Брюсов. Образами его было навеяно и одно из самых красивых и недооцененных стихотворений Александра Блока «Осенний вечер был». В более поздние времена образы Эдгара По оказались созвучны и русскому року: положенное на музыку стихотворение «Улялюм» в переводе Жуковского украсило первый альбом «русского Игги Попа», известного как Ник Рок-н-Ролл.
Видео: актер Кристофер Ли читает на английском стихотворение «Ворон»:
Автор «страшных рассказов»
Увы, прожить стихами в Америке позапрошлого века было невозможно, и после тщетных попыток найти работу Эдгар По обратился к прозе, решив принять участие в конкурсе на лучший рассказ с призом в 100 долларов (нынешний эквивалент $2500). Изучив стилистические, сюжетные и композиционные принципы короткой прозы, По начал пробовать себя в этом жанре: в тот раз победить ему не удалось, но всего через несколько лет лучшим рассказом на аналогичном конкурсе была признана «Рукопись, найденная в бутылке», причем жюри отметило, что его членам было чрезвычайно трудно выбрать лучший рассказ из присланных им шести.
Победа на конкурсе помогла По стать помощником редактора в журнале, где он начал активно писать и печататься, а в 1835 году из-под его пера вышел рассказ «Береника» – первый в череде рассказов, ставших его «торговой маркой». За ним последовали «Лигейя», «Падение дома Ашеров», «Черный кот» и другие произведения, сделавшие «безумного Эдгара» одним из родоначальников литературы ужасов, наряду с Говардом Лавкрафтом и Амброзом Бирсом.
Cтрастным поклонником По был Рэй Брэдбери, начинавший творческий путь в том числе и со «страшных» произведений. Один из самых эффектных рассказов «Марсианских хроник» называется «Эшер II», герой классической экранизации романа «451 градус по Фаренгейту» спасает от огня сборник По «Гротески и арабески», и именно Эдгар По становится одним из героев, к которым сквозь время прорывается герой позднего рассказа Брэдбери «Последние почести».
Детективщик
Еще одним из жанров, первопроходцем в котором стал Эдгар По, стал детектив или, как говорил сам автор, логический рассказ. Самый известный из них – «Убийство на улице Морг» – признан первым детективным рассказом в истории литературы, в котором также впервые применен ряд приемов и героев, ставших классическими. Триада «гениальный детектив – заурядный рассказчик – недалекий полицейский» впервые появляется именно у По. «Конан-Дойль, заполонивший весь земной шар детективными рассказами, все-таки умещается вместе со своим Шерлоком Холмсом, как в футляр, в небольшое гениальное произведение Э. По – "Преступление на улице Морг"», – писал Александр Куприн. Имя героя По упоминается и на первых страницах «Этюда в багровых тонах», вызывая праведный гнев великого сыщика, который называет Дюпена недалеким малым, использующим дешевые показные трюки.
Еще один рассказ «Золотой жук» тоже отнесен литературоведами к ранней форме детектива, хотя в нем речь идет не о раскрытии преступления, а о расшифровке неких таинственных знаков: читатели в те времена весьма интересовались криптографией, и сам Эдгар По на страницах журнала «Alexander’s Weekly Messenger» предлагал читателям представлять собственные шифры, которые он бы разгадывал. «Золотой жук» стал одним из самых популярных рассказов писателя, и тень его мелькнула даже в романе «Кортик» Анатолия Рыбакова, сюжет которого тоже строится вокруг расшифровки некоего сообщения и поисков клада – вот только кладом оказываются не ценности, как в «Золотом жуке», а сведения о затонувших кораблях.
Фантаст
Писал Эдгар По и фантастические рассказы, смыкающиеся и с его «детективной» ипостасью, и с его сатирическим даром. В рассказах «Три воскресенья на одной неделе» и «Сфинкс» невероятные события разъясняются с помощью науки, которая, впрочем, выступает скорее, как прием нежели как цель. В других его рассказах наука является больше объектом осмеяния, вспомогательным средством для сатирического сюжета, а научная фантастика как таковая весьма условна: можно заключить, что Эдгар По здесь ближе к Свифту, нежели к Жюлю Верну. Еще один его рассказ – «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» о путешествии на Луну – стал поводом для оформления одного из важнейших принципов научно-фантастической литературы как таковой. «Своеобразие "Ганса Пфааля" заключается в попытке достигнуть правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы», – говорится в финале рассказа.
Юморист
Автор «Черного кота», «Мореллы», «Правды о том, что случилось с мсье Вальдемаром» – и юмор? Странное сочетание, если не знать, что среди однокашников по военной академии Вест-Пойнт Эдгар По прославился прежде всего сатирическими стихами и литературными пародиями. Не оставлял он упражнений в юмористическом ключе и позднее. Рассказ «Как была набрана одна газетная заметка», живописующий битву двух газетных редакторов, уже по названию напоминает скорее Марка Твена, «Надувательство как точная наука» напоминает О’Генри, «Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра» катком проходится как по журнальной, так и по литературной братии, а «Как писать рассказ для "Блэквуда"» на добрых полвека предвосхищает творческую манеру Стивена Ликока. «Первое, что требуется, это – попасть в такую передрягу, в какой не бывал еще никто и никогда. Вот, скажем, печь – это было отлично задумано. Но если у вас нет под рукой печи или большого колокола, и вы не можете упасть с воздушного шара, или погибнуть при землетрясении, или застрять в каминной трубе, вам придется удовольствоваться воображаемым переживанием чего-либо в этом роде». Весьма неожиданная ипостась человека, прославившегося прежде всего живописанием ужасов, загадок и тайн.