Фантастическая супергеройская серия комиксов «Ворон» (1989-1999) американского художника и автора Джеймса О’Барра получила-таки новую экранизацию. Случилось это после 16 лет производственного ада, за которые на роль Ворона успели «попретендовать» Брэдли Купер, Люк Эванс и Джейсон Момоа. Режиссером современной адаптации выступил Руперт Сандерс, известный по «Призраку в доспехах» (2017) со Скарлетт Йоханссон и «Белоснежке и охотнику» (2012). Главную роль в итоге сыграл Билл Скарсгард, а его возлюбленную – певица и автор песен FKA Twigs.
Сюжет нового «Ворона» повествует о несчастном парне Эрике Дрэйвене (Скарсгард): он как может коротает дни в спецучреждении для проблемных молодых людей. Там он встречает любовь всей своей жизни – девушку Шелли Вебстер (FKA Twigs), скрывающуюся от очень опасных людей. Пара сбегает из рехаба и пробует начать новую жизнь. Однако головорезы настигают возлюбленных и жестоко с ними расправляются. Внезапно Эрик оказывается в потусторонней реальности, где ему дают возможность вернуться в мир живых, чтобы поквитаться с обидчиками и спасти Шелли. Дрэйвен оживает и выходит на тропу безжалостной мести.
При оценке новой экранизации «Ворона» без сравнения с адаптацией 1994 года не обойтись – фильм Алекса Пройаса с трагически скончавшимся во время съемок Брэндоном Ли обрел культовый статус. Нынешняя версия начинается с громоздкой экспозиции. Почти половину фильма занимает история знакомства и любви Эрика и Шелли. В более тщательном раскрытии их отношений не было бы ничего плохого, будь это представлено интересно и оригинально. Здесь же эта часть выглядит банально – и вряд ли зрители идут на «Ворона» в надежде час наблюдать за посредственной историей любви. Картина 1994 года лаконично умещала экспозицию в несколько минут, время от времени напоминая о чувствах главного героя к его возлюбленной короткими флешбэками. Этого было достаточно, чтобы сосредоточить внимание на мести и эффективно донести до зрителя мотивацию главного героя.
Все уделенное любовной истории внимание нисколько не помогает самому персонажу Билла Скарсгарда стать по-настоящему глубоким протагонистом. Разжевывание скучно поданной предыстории героя, напротив, снижает интерес к нему. В то же время Ворон в исполнении Брэндона Ли был загадочной и интригующей личностью как раз за счет того, что мы не знали особых подробностей его жизни. Актерский талант Скарсгарда, безусловно, внушителен, но здесь ему не удается своей игрой преобразить посредственный сценарный материал.
Усыпляюще слабая первая половина нового «Ворона» долго и муторно все же подводит нас к истории мести. Тут зрителей ждет ряд сюжетных новшеств, однако они не тянут на преимущества – так, лишь на звание отличительных деталей. Теперь главный герой, например, имеет дело со злодеем, который обладает мистической силой. Противостояние с ним и другими противниками от этого интереснее не становится. Шайка из «Ворона» Пройаса отдавала какой-то анархической необузданной чертовщиной, на фоне чего главный злодей и его приспешники из современной экранизации выглядят откровенно уныло.
В плане визуала новая экранизация «Ворона» терпит сокрушительное поражение при сравнении с версией 1994 года. Картина с Брэндоном Ли обладала мрачной и густой атмосферой с готическим флером и самобытным сеттингом. Город в «Вороне» 1994-го выступал своего рода отдельным действующим лицом истории. Фильм Руперта Сандерса в плане сеттинга получился неприметным и безликим, что не дает подчеркнуть мистический характер сюжета и придать ему чарующее настроение.
По части зрелищного экшена новый «Ворон» – впрочем, как и боевик 1994 года – не отличается особой эффектностью. Но к фильму Руперта Сандерса тут все равно возникают более серьезные вопросы. В наше время постановка погонь, перестрелок и другого рода сражений достигла впечатляющих высот (на секунду вспомним того же «Джона Уика»), о которых кинематографисты в 1990-х могли только мечтать. Выход такого вялого экшен-триллера, как новый «Ворон», прямо указывает на неспособность его создателей работать в этом жанре на высоком уровне. Можно было бы попенять на бюджет, мол, сэкономили на постановщиках трюков, однако на «Ворона» Сандерса потратили $50 млн, а на первого «Уика» (2014) – $30 млн. Единственное, чем новый «Ворон» явно выделяется на фоне версии 1994 года, так это кровожадностью. Правда, толку от этого никакого – столь подробная жестокость не помогает фильму добиться крутой мрачной атмосферы.
Если отбросить ностальгию, «Ворон» 1994 года не назвать идеальным фильмом о мести – у него были свои минусы. Однако фильм с Брэндоном Ли заметно сильнее, атмосфернее и стильнее новой киноверсии комикса. «Ворон» Руперта Сандерса – бездушная история с громоздкой, пустой и унылой вступительной частью, безликим визуальным рядом и проходными сценами экшена. В подобной адаптации комикса не было абсолютно никакой необходимости – но мы ее все равно получили. Увы.