Давайте признаемся, что всем нам время от времени требуется доброе, трогательное, но не слишком слащавое и примитивное кино. У меня есть для вас хорошие новости: «Зеленая книга» – именно такой фильм. Он простой, понятный, даже предсказуемый, но абсолютно не скучный и не рутинный. Кажется, что режиссеру Питеру Фаррелли, снимавшему до этого вместе со своим братом Бобби разной степени обаятельности комедии («Все без ума от Мэри», «Тупой и еще тупее», «Я, снова я и Ирэн»), удалось сделать невозможное – собрать из узнаваемых голливудских клише и формул по-настоящему хороший фильм. Более того, с этим утверждением согласны не только киножурналисты, но и зрители (приз за лучший фильм на кинофестивале в Торонто вручают именно они), а подобное единство в оценках встречается не так уж часто.
«Зеленая книга» – это практически эталонный роуд-муви. В нем есть два колоритных и максимально непохожих друг на друга героя, долгое путешествие и множество приятных и не очень открытий. И все это происходит в 1962 году. Тони Валлелонга по прозвищу Болтун работает вышибалой (сам он называет эту должность «Связи с общественностью») в знаменитом нью-йоркском ночном клубе «Копакабана», но вынужден искать временный заработок, пока клуб закрыт на ремонт. Друзья советуют Тони пойти к некоему Доку, которому срочно требуется водитель. Придя на собеседование в Карнеги-холл, Болтун понимает, что перед ним вовсе не простой доктор, а «рафинированный» чернокожий пианист-виртуоз Дон Ширли, которому нужен не столько водитель, сколько менеджер-телохранитель, чтобы выжить в предстоящем турне по южным штатам Америки. Тони, хоть и недолюбливает афроамериканцев, но соглашается на эту работу. Вместе с ключами от машины он получает популярный гид для афроамериканцев, путешествующих по Америке – ту самую «Зеленую книгу». В ней описывались все доступные для чернокожих туристов гостиницы и рестораны, где они не рискуют столкнуться с расистами.
По законам жанра, Тони Болтун и Дон Ширли сначала с трудом находят общий язык. Оно и понятно: Дон ведет себя как коронованный принц Ваканды, а Тони – приземленный италоамериканец, да еще и расист. Махершала Али (уже получивший за роль Дона «Золотой глобус») и Вигго Мортенсен (поразительно смешной и органичный в роли Тони, чей акцент заслуживает того, чтобы посмотреть фильм в оригинале) оживляют доставшиеся им карикатурные образы и по ходу действия превращают эти шаржи в живых людей. Этот актерский дуэт получился превосходным.
Создателям фильма удалось найти идеальный баланс между комедией и драмой. На экране постоянно чередуются веселые и грустные моменты, но как только все северные штаты остаются позади, комедия практически полностью сходит на нет. Что в принципе и понятно: в расовой сегрегации, существовавшей в южных штатах, нет ничего веселого. Впрочем, мы об этом и так хорошо знаем, ведь столько фильмов было уже снято на эту тему. Все «прелести» этого явления были показаны так много раз, что сформировали отдельный канон. Если бы в «Зеленой книге» не было бы сцены с уборной для «цветных», это было бы уже чем-то новеньким. Но именно в этой точке, когда уровень несправедливого отношения к Дону начинает зашкаливать, фильм совершенно неожиданным и парадоксальным образом вступает в диалог с великой и, к сожалению, недооцененной у нас оскароносной картиной Стива МакКуина «12 лет рабства». И герой ленты Фаррелли, и герой ленты МакКуина – высокообразованные музыканты из Нью-Йорка, которые, оказавшись на юге США, вынуждены смириться с тем, что здесь их права и свободы обнуляются. В «Зеленой книге» рассказывается примерно та же самая история, что и в фильме МакКуина, только больше сотни лет спустя (Соломон Нортап попадает в рабство в 1841 году, а Дон Ширли отправляется в турне в 1962 году). Оказывается, не так уж много изменений произошло за это время. В каком-то смысле Ширли повторяет путь Нортапа, только с поправкой на то, что никто его уже не принуждает собирать хлопок на плантациях. Хотя, проезжая мимо южных полей, он видит, что на них по-прежнему трудятся исключительно чернокожие рабочие.
«Зеленую книгу» можно с легкостью принять за гимн толерантности, но на самом деле она имеет другой посыл. На примере двух главных героев нам показывают, как это глупо, смешно и нелепо – быть зашоренными людьми, живущими в ограниченном мире стереотипов. И речь здесь идет не только о Тони, как можно было бы подумать, но и о Доне Ширли, который запер себя в башне из слоновой кости и с большой неохотой покидает ее пределы. Но будьте уверены, Тони его оттуда вытащит, а Дон не останется в долгу: познакомит своего водителя с хорошими манерами и классической музыкой, а еще научит Болтуна писать жене трогательные письма. Простак Тони оказался все-таки не так прост: он смог оценить гений своего босса и полюбить его музыку. Тут стоит вспомнить о французской комедии «1+1», недавно получившей голливудский ремейк, где знакомство героя Омара Си с оперой ограничивается «деревом, которое поет». Кстати, решительно непонятно, зачем вообще нужна голливудская версия «1+1», когда есть «Зеленая книга», тоже основанная на удивительной истории настоящей дружбы (сценарий к фильму написал сын реального Тони – Ник Валлелонга).
Пожалуй, главный секрет успеха новой работы Питера Фаррелли заключается в том, что режиссеру неинтересно играть со зрителем в какие-либо синефильские и постмодернистские игры. Именно такое по-хорошему старомодное и не обманывающее зрительских ожиданий кино оказалось очень кстати. И остается только констатировать очевидный факт: 2019 год еще только начинается, но в том, что «Зеленая книга» непременно попадет в списки лучших лент года, сомневаться не приходится.