​Берлинале 2019. «Угоняя лошадей» Ханса Петтера Моланда

Моланд представил на Берлинском кинофестивале скандинавскую драму, в которой все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Действие ленты начинается в конце 1999 года. Тронд, пережив трагическую смерть жены, уезжает в норвежскую деревню накануне наступления нового тысячелетия. Новый год он хочет встретить в одиночестве, вдали от людей. Однако неожиданно он встречает мужчину по имени Ларс, появление которого заставляет Тронда еще больше погрузиться в свое прошлое, в частности – вспомнить роковое лето 1948 года.

Ханс Петтер Моланд успел и поработать в мейнстриме, и отправить свою работу на один из главных киносмотров года. Так, после «Снегоуборщика» с Лиамом Нисоном, мировой премьеры удостоилась его следующая лента «Угоняя лошадей» – неспешная личная драма, снятая на границе между Норвегией и Швецией.

Кадр из фильма «Угоняя лошадей»

Несмотря на очевидный литературный первоисточник – роман «Пора уводить коней» Пера Петтерсона, – фильм является квинтэссенцией художественного произведения и личных воспоминаний режиссера. Своеобразная исповедь главного героя «путешествует» между настоящим и прошлым, хотя в обоих «измерениях» ощущается та же боль. Переживания подростка из 1948 года тождественны эмоциям мужчины в возрасте, который живет уже на рубеже веков. Воспоминания о пережитом горе, разочарованиях, предательствах и потерях чувствуются так же остро даже спустя десятки лет. Ларс – это персонаж из прежней жизни, о которой Тронд заставил себя забыть. Его появление в нынешней жизни Тронда возвращает того в детство и к тем болезненным воспоминаниям – чтобы разрешить проблемы настоящего.

В картине звучит закадровый монолог главного героя и тихие короткие диалоги между главными действующими лицами, однако коммуникация происходит не только в эти моменты. Вместо обычных флэшбэков, пояснительных речей, Ханс Петтер Моланд фокусируется на молчании, прикосновениях, мимике и языке тела. Больше самого «текста» на самом деле в легких нежных объятиях, глазах, полных злости, и, конечно же, в краже лошадей и последующей езде на них. Несмотря на разные положительные и отрицательные события, которые происходили в жизни Тронда и его семьи, тональность картины остается трагедийной, и ее настроение не поднимается.

Кадр из фильма «Угоняя лошадей»

В такой истории невозможен хэппи-энд, здесь не может быть даже короткой вспышки надежды, но этим самым режиссер как раз и путает зрителей, концентрируясь на динамике семейных отношений и, в частности, на коммуникации между отцом и сыном. Однако это оказывается всего лишь «отвлекающим маневром», потому что связь между главными героями просто начальная установка, а детали, которые меняют ее, находятся вокруг. Лошади, река, граница между двумя странами, горы, душ под дождем, крапива у дома, которая может причинить боль людям только если они сами того захотят – все это часть реабилитации главного героя, часть процесса изменения отношения к его личной трагедии.

Неспешное повествование, «ленивое» представление конфликта и долгожданной кульминации придает фильму «Угоняя лошадей» форму рассуждения, анализа и философского исследования. Без каких-либо вспомогательных сцен-«медиаторов», через неочевидное молчание, режиссер рассказывает историю об утрате и горе. Последняя фраза ленты окончательно меняет представленную атмосферу фильма, державшуюся на протяжении всего хронометража.

Читайте также