«Тобол»: Потерянные в Сибири

Небольшой хронометраж и стремление авторов к упрощению сыграли с фильмом по роману Алексея Иванова злую шутку – вся надежда теперь на сериал.

Начало XVIII века. Российская армия одерживает победу над войском шведского короля Карла XII, Петр I (Дмитрий Дюжев) закатывает пышные балы в только что отстроенном Санкт-Петербурге, а на востоке Китай воюет с Джунгарией. Петр предпочитает держаться в стороне от проблем восточных соседей и приказывает губернатору Тобольска князю Гагарину (Евгений Дятлов в шикарном парике) прекратить торговлю с Китаем от греха подальше. Гагарин паникует, так как давно наладил собственные торговые отношения с китайцами в обход царской казны, и соблазняет Петра отправить экспедицию в китайский город Яркенд, где якобы есть золотое месторождение. Так в Тобольске на перезимовку перед дальней дорогой оказывается отряд молодых офицеров, самый бойкий из которых – Иван Демарин (Илья Маланин). Иван живет в семье местного аксакала Семена Ремезова (как всегда колоритный Дмитрий Назаров), учит его сына Петьку (Павел Табаков) воинским артикулам и смущается от внимания румяной Марьи Семеновны (Юлия Макарова). Еще Ваня отказывается сидеть за одним столом с «врагом» – тихим ссыльным шведом Йоханом Ренатом (прекрасный Андрей Бурковский, которого уже неловко представлять как бывшего «КВН»-щика), – хотя сам во время битвы под Полтавой учился за границей и в военных действиях участия не принимал.

Кадр из фильма «Тобол»

На то, чтобы показать эту многофигурную и насыщенную событиями экспозицию у создателей фильма уходит не больше получаса. В быстром темпе сменяют друг друга локации, герои прямо проговаривают, кто они такие и чего хотят, а закадровый голос объявляет время и место действия – видимо, на тот случай, если зритель запутался и не может отличить постоялый двор в Тобольске от дворца в Санкт-Петербурге. В названии нет никаких уточнений о том, какой из двух томов романа Алексея Иванова послужил основой для сюжета – первый «Тобол. Много званых» или второй «Тобол. Мало избранных»? А значит, можно предположить, что в одном полнометражном фильме уместился сразу весь роман-эпопея о многонациональной Сибири. Но, постойте, хронометраж картины всего какие-то скромные 100 минут! Как в это время можно было успеть показать все сюжетные перипетии и десяток главных героев? Ответ простой – никак.

Кадр из фильма «Тобол»

Выходящий в широкий прокат «Тобол» – это урезанная версия того, что потом покажут на «Первом канале» в виде 8-серийного сериала. Изначально проект и задумывался как сериал, сценарий к которому писал сам Алексей Иванов, а уже потом появилась идея полнометражной ленты и, собственно, сам роман. Однако по ходу работы над проектом у режиссера Игоря Зайцева и известного писателя возникли творческие разногласия, и в итоге Иванов решил убрать свое имя из титров. Впрочем, такие ситуации, когда автор не доволен экранизацией своего произведения, не редкость, и совсем не приговор, – ведь зрителям как раз может прийтись по душе интерпретация режиссера. «Сияние» Стэнли Кубрика – яркий тому пример. Но, к сожалению, в данном случае чуда не случилось, и то, что показали нам на экране, – это очень упрощенная и примитивная версия истории, рассказанной в романе.

Создатели вырезали практически все самые интересные сюжетные линии и добрую половину действующих лиц. Так что в фильме не нашлось места мистике, язычникам, раскольникам и священнослужителям. Не будет показана стройка Тобольского кремля, борьба Петра I с лихоимством (казнокрадством), умирающие от скорбута (цинги) военные и поиски кольчуги Ермака, этого вечно ускользающего макгаффина всего романа. Самое обидное, что в трейлере «Тобола» кое-что из этого было. Так что, если вы увидели в промо-ролике актрису «Гоголь-центра» Ян Гэ в образе близняшек Айкони и Хамани, а в списке актеров Камиля Ларина из «Квартета И» или Павла Майкова, и хотите узнать, как же они сыграли бухарца Ходжу Касыма и князя Меньшикова соответственно, то придется подождать выхода сериала. В фильме они не появятся.

Кадр из фильма «Тобол»

Если всего вышеперечисленного нет, то что же тогда есть? А есть эпичная оборона крепости Кара, которая стала центральным событием всей ленты. Там на русских офицеров напали степняки-джунгары под предводительством Онхудая (Еркебулан Дайыров), который стал жертвой манипуляций князя Гагарина, получив от него знак войны – золотую пайцзу. (Стоит отметить, что в романе пайцза была символом власти, а не войны). Так просто «Тобол» из историко-приключенческой картины превращается в военно-историческую реконструкцию с пушками и стрелами. Зрелищность зрелищностью, но от экранизации «Тобола» ждешь большего. Это все равно, что в «Игре престолов, – а именно с ней чаще всего сравнивают роман Иванова – показали бы всего одну-единственную битву неважно кого неважно с кем. Видимо, создатели проекта решили включить в киноверсию все то, что красиво будет выглядеть на большом экране и менее зрелищно на экране телевизора, – то есть войну. Уж лучше бы больше экранного времени отвели на раскрытие Ремезова и Гагарина, которые на самом деле являются героями этой истории, а вовсе не молодчик Демарин, которого старательно, но все-таки маловыразительно играет Маланин.

Кадр из фильма «Тобол»

Если продюсеры «Тобола» ставили перед собой задачу подогреть интерес зрителей к сериалу, чтобы те, как говорится, нагуляли аппетит перед едой и захотели посмотреть «некупированную» версию, то с этой задачей удалось справиться лишь отчасти. Интерес к проекту все еще есть, но вот кредит доверия к нему остается совсем небольшой. Ну а как может быть иначе, если финальный кадр – это парящий в облаках над мирным Тобольском и домом Ремезовых божественный лик? В книге Иванова, конечно, было много мистики и божественных знамений, но до такой плоскости и безвкусицы не доходило.

Читайте также