4 апреля в прокат вышла новая экранизация культового романа Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». Режиссерам Кевину Колшу и Деннису Уидмайеру удалось вдохнуть новую жизнь в извечную историю о боли утраты и желании воскресить любимых любой ценой. Хотя вольное обращение авторов с первоисточником, скорее, огорчит поклонников Кинга, оно совсем не портит фильм, а даже наоборот – делает его только лучше.
Успех первой части хоррора «Оно» Андреса Мускетти (этой осенью выйдет и вторая) и неутихающая волна ностальгии по фильмам 80-х подготовили благодатную почву для появления еще одного ремейка (или, лучше сказать, версии) классического ужастика по прозе Стивена Кинга. Первая экранизация «Кладбища домашних животных» Мэри Ламберт вышла ровно 30 лет назад и делалась при участии самого Кинга (он написал сценарий). Несмотря на то, что сейчас лента 1989 года смотрится как один из эпизодов «Баек из склепа» и во многом выглядит устаревшей, она до сих пор любима многими зрителями и входит в топ лучших киноадаптаций короля ужасов.
Новое «Кладбище» доверили снимать дуэту хоррормейкеров Кевину Колшу и Деннису Уидмайеру, а сценарий написал Джеффри Бюхлер, автор недавнего «Омен: Перерождение». На этот раз Стивен Кинг в производственном процессе не участвовал, но конечным результатом остался доволен. И, что самое главное, совершенно спокойно (в отличие от фанатов) отнесся к тому, как создатели фильма изменили изначальную историю. Как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Не стоит судить о проекте по его промо-материалам, а тем более ставить на нем крест только из-за того, что в трейлере показали то, чего не было в книге. Поверьте, нововведения пошли картине только на пользу. Они сделали мотивацию героев более осознанной, упрочнили сюжетные линии и сделали общий каркас истории более основательным. Теперь «Кладбище» не распадается на ряд отдельных жутких сценок, как это было в ленте Мэри Ламберт, а представляет собой цельное и продуманное произведение.
Создатели нового «Кладбища домашних животных» плавно вводят в повествование новые мотивы и сдвигают акценты с одних персонажей на других. Начинается все с того, что доктор Луис Крид (Джейсон Кларк) вместе с женой, двумя детьми и котом Черчем (сокращенно от Уинстона Черчилля) переезжает из шумного Бостона в тихий городок под названием Ладлоу. На следующий после переезда день восьмилетняя дочка Луиса Элли (удивительная Жете Лоранс) обращает внимание на странную процессию детей в масках (маска станет лейтмотивом всего фильма), которые идут в лес. Следуя за ними, Элли попадает на кладбище домашних животных, где встречает хмурого старика Джада (предсказуемо потрясающий Джон Литгоу), который прожил в этих краях всю свою жизнь и знает, что за территорию кладбища лучше не заходить. Луис объясняет дочке, что смерть – это нормально и естественно, а его жена Рэйчел (Эми Саймец) считает, что с Элли еще рано так прямо говорить на такие тяжелые темы. В детстве Рэйчел пережила травмирующий опыт встречи со смертью и, похоже, до сих пор от него полностью не оправилась.
Несмотря на то, что Луис и Рэйчел не во всем согласны друг с другом, они любящие родители, и семья стоит у них на первом месте. Ради семьи Рэйчел согласилась на переезд и стала домохозяйкой. Ради того, чтобы проводить больше времени дома, Луис сменил работу. Такая фиксированность на семейных ценностях может показаться уже немного устаревшей, но все-таки в желании Кридов быть сплоченной семьей нет ничего экстраординарного. Или все-таки есть?
Колш и Уидмайер в своей предыдущей работе «Глаза звезды» вполне в кинговском стиле брали обычную ситуацию и доводили ее до крайности: простая девушка очень хотела стать успешной актрисой, а стала монстром (в буквальном смысле этого слова). С помощью инфернальной жути превращаются в монстров и Криды, хотя, по сути, ими двигало всего лишь желание огородить друг друга от страданий и оставаться вместе несмотря ни на что. Идеализм главного героя не разрушается, а, наоборот, доводится до комического абсурда. Хотел Луис проводить больше времени с семьей? Так тому и быть, даже котик останется рядом.
Создатели нового «Кладбища» говорят не только о страхе перед потерей близкого, будь то питомец или ребенок (из этого страха родился роман Кинга, когда он спас от смерти своего маленького сына), но и о маниакальном стремлении быть счастливой американской семьей. Не для виду и напоказ соседям, а на самом деле. Вскользь об этом говорит и Джордан Пил в своем недавнем «Мы». Перекличек с ним у «Кладбища» не так много, но игнорировать тот факт, что в обоих фильмах группа протагонистов – это практически архетипическая семья из четырех человек – невозможно. Пил заставляет семью бороться с собственными тенями, а Колш и Уидмайер позволяют Кридам сдаться и перевоплотиться в демонических двойников. С определенной точки зрения это даже можно назвать хэппи-эндом.
В отличие от Джордана Пила создатели «Кладбища домашних животных» не заигрывают с библейской тематикой, хотя так и ждешь, что Джуд начнет пересказывать Элли историю о воскресшем Лазере. Они не обманывают зрительских ожиданий, заставляя их разгадывать ребусы вместо того, чтобы всласть напугаться, не перенасыщают картину цитатами и отсылками, разве что к «Сиянию» Стэнли Кубрика, да и то, совсем чуть-чуть. Режиссеры не стремятся прыгнуть выше своих голов и делают крепкий и ладно скроенный фильм ужасов, с мрачной атмосферой и интересными героями. А этого уже более чем достаточно, чтобы назвать новое «Кладбище» удачным проектом.