Предыдущий фильм Клер Дени, «Впусти солнце», был неожиданно легким и романтичным, лишенным фирменного радикализма и беспросветного экзистенциального мрака. В нем героиня Жюльет Бинош находилась в активном поиске любви. Вся ее жизнь была этакими эмоциональными качелями – она металась от очарования новым поклонником до разочарования в нем. Одну из главных ролей Бинош играет и в «Высшем обществе». Только теперь ее героиня совсем не воздушная и очаровательная, а упивающаяся властью особа, которой движет не сентиментальная любовь, а похоть и увлеченность медицинскими экспериментами. Как можно догадаться, ничего хорошего от такой женщины ждать не стоит.
Где-то за пределами Солнечной системы летит космический корабль. На его борту десяток преступников, добровольно согласившихся участвовать в научных экспериментах вместо того, чтобы отбывать пожизненное заключение на Земле. Узники не особо откровенничают друг с другом, и о совершенных ими преступлениях остается только гадать. Доктор Дибс (Жюльет Бинош) – единственная надзирательница (на самом деле – тоже заключенная) в этой космической тюрьме. Она же и единственный ученый, ставящий на команде совсем не гуманные эксперименты по искусственному оплодотворению. Девушки одна за другой умирают, дети тоже, но доктор продолжает упорствовать. Только Монти (Роберт Паттинсон) бойкотирует Дибс и вообще соблюдает целибат, от греха подальше. Но именно это его желание остаться в стороне и привлекает внимание доктора. Монти придется пройти через огонь, воду и медные трубы – точнее, через кровь, пот и сперму, – чтобы остаться в живых и сохранить свой рассудок, когда другие члены экипажа начнут сходить с ума.
В «Высшем обществе» Дени возвращается в привычную колею и исследует темные, низменные стороны человеческой натуры. Неуютное и царапающее «Общество», как глубоководная рыба-удильщик, приманивает доверчивого зрителя на свой яркий огонек – звездный актерский состав и привлекательную жанровую оболочку, – но вовсе не для того, чтобы развлечь. Примерно такой же фокус в свое время проделал и Джонатан Глейзер, заманив на фильм «Побудь в моей шкуре» всех желающих посмотреть на обнаженную Скарлетт Йоханссон в роли красавицы-инопланетянки, чтобы потом рассказать странную и болезненную историю об одиночестве.
В роли актеров-«приманок» в «Высшем обществе» выступают Бинош и Паттинсон, и с ними Клер Дени не прогадала. Жюльет Бинош, несмотря на свой возраст, по-прежнему убедительно смотрится в роли демона-искусителя и роковой женщины. Самая эффектная и одновременно эротичная сцена достается именно ей. Доктор Дибс – ведьма и шаманка. Ее фанатичная преданность делу заставляет усомниться в том, что эксперименты, которые она ставит над заключенными, были кем-то заказаны и одобрены, а не совершаются ей в угоду своих извращенных потребностей.
Роберт Паттинсон тоже попал в проект не за красивые глаза. В фильме Дени Паттинсон играет свою лучшую на данный момент роль. Его немногословный Монти – это мощная глыба, практически античный герой, бесстрашно и достойно принимающий свою судьбу отца (эксперимент Дибс в конце концов завершается успешно) и последнего члена экипажа на корабле, несущемся навстречу черной дыре. Появление ребенка дает Монти энергию и силы механически проживать один день за другим. Дени не ответит на вопрос, зачем нужно было столько времени добиваться рождения ребенка в космосе, если он все равно никогда не сможет ступить на Землю. Единственный приходящий на ум ответ – для того, чтобы можно было взять за руку родного человека, когда тебе предстоит заглянуть в бездну.
Клер Дени аскетична в своем отношении к жанру космической фантастики. Космос для нее не объект фетишизма и не предмет культа. Она не упивается его красотой, не любуется пространством внутри космического корабля. Многие аспекты жизни заключенных и вовсе показаны нарочито примитивно и буднично. Есть большой соблазн начать сравнивать «Высшее общество» с главными столпами «умной» фантастики – лентами «2001 год: Космическая одиссея» и «Солярисом», но лучше этого не делать, так как очевидно, что Дени снимала кино совершенно иного рода. Ей чужды размышления Стэнли Кубрика об эволюции человечества и размышления о мировой культуре и психологизм Андрея Тарковского. В фокусе ее внимания находится то, что игнорировали оба мэтра – человеческая телесность. Именно этому аспекту уделяет больше всего внимания французская постановщица.
Смотреть фильмы Клер Дени – все равно, что блуждать в лабиринте. Она любит разрубить историю на мелкие кусочки и пересобрать ее заново на монтаже таким образом, что начало оказывается в конце, конец в середине, а середина становится серией флэшбэков. Тут игры с нарративом происходят в весьма щадящем режиме, и можно не бояться заплутать в сюжете. Но не стоит ждать от «Высшего общества» стройной логики и жонглирования научными терминами. Картина довольно далеко уходит от привычных фантастических жанровых конструкций, но при этом не становится социальной или философской притчей. Получилось по-настоящему промежуточное произведение, которое оставит в недоумении как любителей научной фантастики, так и ценителей радикального артхауса. Интересный режиссерский эксперимент, но не более того.