Известная максима гласит, что нет ни прошлого, ни будущего – существует только настоящее, вот в нем и нужно жить. Однако кончина каждой значимой личности, и уж тем более кумира миллионов, всегда наводит на мысли о том, сможет ли такой человек, точнее – артист, шагнуть в будущее так, чтобы те самые миллионы запомнили его именно таким, каким было их самое первое представление о нем?
Покойная лидер всем известной ирландской группы The Cranberries Долорес О'Риордан вряд ли задумывалась о печальном будущем, когда в 2017 году работала над вокальными демо-записями к будущей полноразмерной работе. Но вышло так, что уже посмертный альбом «In The End» мало того, что воскресил тот самый дух группы первой половины 90-х, по которой ее и помнят, но тем самым еще и попал во вполне актуальный мировой тренд ретро-рока. Причем, как скептически ни расслушивай все 11 пьес альбома – никакой цинизм в материале, доведенном музыкантами после кончины О'Риордан, не прослеживается. Похоже, что The Cranberries совершенно сознательно хотели в 2017-м вернуться своей очередной работой к собственным корням – но Долорес О'Риордан уже никогда не увидит вероятного, хотя и скромного ее триумфа. Однако то, что происходило 25 с небольшим лет тому назад, в наш век воспринимается как вечность с обратным знаком – и таким образом музыканты не словом, но делом опровергли то утверждение, о котором говорилось выше.
Да и просто, в конце концов, нужно помнить, каким голосом разума – пафосно выходит, но лучше не скажешь! – прозвучал весной 1993 года дебютный альбом The Cranberries «Everybody Else Is Doing It, So Why Can't We?». Столь же пафосно можно заявить, что именно эта работа спасла не то что Ирландию и Британию, но и всю Европу от заокеанской гранж-заразы. Попутно дебют в два счета доказал, в том числе и на просторах России, что какой бы модной по звуку не была современная на тот момент рок-музыка, она в лучших своих проявлениях не должна была содержать нечеловеческой ярости по поводу своей финансовой ущербности по сравнению с звездами тогдашнего MTV и собственной нефотогеничной внешности.
У The Cranberries тогда было все, чтобы на подобном безрадостном фоне – и даже, вероятно, в его гипотетическом отсутствии – стать кумирами воистину всего земного шара. Легкая печаль, внятные мелодии, лаконичные аранжировки и понятные инструментальные ходы – все то, что нужно и 15-летней девчонке, у которой первый в жизни рок-концерт еще впереди, и убеленному сединами музыкальному эксперту, с полуностальгической слезой вспоминающем о том, каким в студенческие годы он был раздолбаем и неуместным романтиком. Плюс вокалистка какая у группы интересная и фотогеничная! А когда к этому неотразимому набору добавилось и умение Долорес О'Риордан встраивать серьезные текстуальные темы в стопроцентные хиты – очевидно, о номере «Zombie» никому лишний раз напоминать не надо – то The Cranberries со вторым альбомом «No Need To Argue» (1994) завоевали не только Америку, едва очнувшуюся от разорительного гранж-бума, но и чуть ли не всю Солнечную систему. Конечно, дальше были и эксперименты с звучанием, и масса «музыкальных разногласий» (а как же большой группе без них), но для широкого слушателя группа О'Риордан – это именно те два первых альбома. Можете удивляться и возмущаться, но это так и по состоянию на 2019 год.
Не будем с умным видом выяснять то, чего мы уже не выясним никогда – изначально ли «In The End» замышлялся как ретро-альбом и трибьют собственной рокерской юности, или получился таковым умышленно в процессе доработки вокальных демо О'Риордан. Важен результат, а он удивителен: новинка стоит по звучанию и настроению ближе всего к «No Need To Argue» и последовавшему за ним альбому «To The Faithful Departed» (1996), после которого The Cranberries, по всеобщему мнению, стали уже не те. И даже привлечение к работе над альбомом вполне именитого продюсера Стивена Стрита (он также записывал альбомы The Smiths и Морисси), сотрудничавшего с The Cranberries на записи тех исторических творений 90-х, не выглядит актом цинизма: тогда и с тем звуком получилось, почему бы не попробовать еще раз? Но самое удивительное в «In The End» в целом – это все же вокальные партии Долорес О'Риордан. Чувствуется, что она готовилась к серьезной работе в студии. И потому – невероятное ощущение, что певица все еще с нами, будто бы она вышла на пару минуток из студии ответить на телефонный звонок… Какой контраст по сравнению со всем известным посмертным альбомам личностей с куда большей популярностью, нежели у О'Риордан – помните, как и с какими студийными ухищрениями они записывались? И оттого звучали не очень, гм, живо? Удивительно, но и о качестве песенного материала говорить не приходится – рекомендовать отдельные номера означает переписать весь трек-лист «In The End». Совершенно непонятны кислые эмоции британской рок-прессы, уже наставившей альбому «двоек» и «троек» по пятибалльной шкале. Немодный гитарный звук? Вы что, спятили – какие претензии могут быть к человеку, которого уже нет с нами, и немало сделавшему в 90-е для того, чтобы рок-музыка повернулась к слушателю человеческим лицом, а не физиономией полубезумного наркомана?
Впрочем, все ответы кому надо Долорес О'Риордан уже дала заранее – в пилотном сингле альбома, хитовом номере «Wake Me When It’s Over», она поет буквально: «Борьба – не ответ, / Борьба – не лекарство, / Она сжирает тебя, как рак, / И убивает наверняка». Вы уже догадались, с какой песней The Cranberries из 1994 года многие уже сравнивают этот трек? Ну вот и все, критикам лучше помолчать – хотя бы этой пьесой О'Риордан приобщила себя к лику вечности еще до своей гибели.