Канны 2019: «Мертвые не умирают» Джима Джармуша

72-й международный Каннский кинофестиваль открылся хоррор-«комедией» про зомби.

После вампирской истории любви в «Выживут только любовники» (2013) от мэтра американского независимого кино можно было ждать чего угодно. Его зомби-фильм попадает под влияние эстетики минимализма и не теряется среди основных тональностей фильма – комедии и хоррора. «Мертвые не умирают», скорее всего, несут в себе эстетику постапокалиптичекого мира, где все давно уже произошло: пустынные улицы, несколько «выживших» персонажей, бесцветность кадров и тому подобное. По мнению режиссера, мир уже давно мертв, поэтому появление «классических» персонажейнеживой эстетики становится прямым доказательством этого.

Кадр из фильма «Мертвые не умирают»

Главных действующих лиц Джим Джармуш классифицирует по знакомым зрителю типажам хоррор-фильмов да и просто любого мейстримного жанра: группа молодых людей-хипстеров, оказавшаяся в затерянном городишке и решившая переночевать в мотеле, парочка легавых, которые пытаются разобраться в происходящем, парень-гик, знающий все о зомби по комиксам и фильмам, иностранка со всеми атрибутами аниме-самурая и другие. Все они становятся свидетелями «зомби-апокалипсиса», и лейтмотивом играет песня «The Dead Don’t Die» Стерджила Симпсона.

Благодаря такому разнообразию персонажей Джармуш также меняет способы повествования и форматы, тем самым охватывая почти все «попкультурные» элементы entertainment-индустрии. Заглавная песня превращает фильм в видеоклип, диалоги и начальные сцены Ронни и Клиффа привносят элементы телесериала, позже появляются отсылки к видеоиграм и комиксам. Маленькими деталями режиссер собирает некое попурри из хоррор-эстетики, создавая портрет современного и уже давно мертвого общества.

Кадр из фильма «Мертвые не умирают»

«Мир восхитителен. Цените детали», – звучит с экранов. Джим Джармуш выступает против материалистичного образа жизни, где восставшие из мертвых думают только о кофе, вай-фае, «Ксанаксе», теннисе и многом другом. Все эти элементы давно стали важными чертами повседневной жизни, где у человека не хватает времени оглядеться вокруг и увидеть красоту без какого-либо консюмеризма.

С одной стороны, может показаться, что Джармуш очень пессимистично относится ко всему происходящему. Единственные живые дети в фильме находятся в «исправительном центре» – они закрыты от внешнего мира, в то время как на улице за игрушками ломятся их сверстники-зомби. Будущее обречено изначально, потому что новое поколение уже рождается «безжизненным» – это результат культуры материализма. Однако именно трое подростков являются не такими – «другими», по сравнению с остальными внутри и вне этого центра.

Кадр из фильма «Мертвые не умирают»

«Все это добром не кончится» – как мантру повторяет герой Адама Драйвера, потому что только ему удалось прочитать весь сценарий фильма. Это очень расстраивает персонажа Билла Мюррея, и тот обзывает Джима Джармуша всеми возможными словами. Присутствие режиссера обозначает его полную осведомленность, какое значение он играет в этом материалистичном мире, будучи важной фигурой в киноиндустрии. Саморазоблачение, самокритика, исповедь – все это подходит фильму «Мертвые не умирают», но на самом деле Джармуш здесь никакой не рассказчик. Он как те дети из исправительного центра, которым удается сбежать в неизвестность во время нашествия зомби. Что их ждет и что с ними станет – остается вопросом. Возможно, один из них станет кинорежиссером и будет снимать такие фильмы, как «Мертвые не умирают».

Читайте также