В первый же день по выходу первого за десятилетие альбома общенародных любимцев и для массы отечественной что-то слушающей публики иностранной группы №1, а для многих – так и вообще единственной известного им «не нашего» рок-состава все 11 треков с него попали в верхнюю двадцатку отечественных интернет-чартов. Триумф? Безусловно, да. Однако этот триумф вообще никак не связан с качеством материала безымянного альбома.
Выпуск группой с мировой известностью и популярностью альбома без названия – это всегда шаг, граничащей с претензией огромного масштаба. Прежде всего потому, что такой альбом по негласной традиции XXI века означает возвращение группы к собственным корням, что в случае с Rammstein звучит несколько шокирующее. Разве группа от этих корней отрывалась? Но о корнях – чуть позже, а пока нужно заметить, что претензия получилась двойная, если не тройная. Ведь «Rammstein» заявлен чуть ли не финальным альбомом группы, а его оформление одновременно минималистично и провокативно совершенно в духе легендарных обложек британской дизайн-группы Hipgnosis 70-х годов, прославившей себя работами со столь разнородными артистами, как Pink Floyd, Led Zeppelin, UFO и 10CC.
То есть ожидания слушателей были велики – и к тому же последняя работа Rammstein «Liebe ist für alle da» вышла в свет аж в 2009 году. Но верно ли было ожидать от немецкого секстета каких-то новаций в музыке? Пора бы уже привыкнуть к тому, что на 27 году существования группы с именем у нее нарабатывается специфический арсенал композиторских и аранжировочных приемов, с которыми ей расстаться сложно. Да и зачем менять что-то, если поклонники по всему миру ждут не новаций, но именно той музыки, с которой они уже знакомы, но только в облике новых композиций. Альбом «Rammstein» дает слушателю именно такую возможность – услышать то новое, которое по определению никаким «новым» не является. Как ни парадоксально, никакого возвращения к корням в подлинном смысле слова здесь тоже нет – если сами музыканты при упоминании о «корнях» не шли на простую уловку: то есть напрочь забывали о своем дебютном альбоме «Herzeleid» (1996) и числили историю группы, будто не самые информированные поклонники, от второго альбома «Sensucht» (1998).
Винить музыкантов в этом, конечно же, невозможно: жажды коммерческого успеха и желания угодить самым что ни на есть широким массам поклонников никто не отменял, но основная проблема у Rammstein лежит даже не в этом. Дело в том, что тот стиль, который исповедуют наши герои и с определением которого так путается не то что рядовой слушатель, но и иной эксперт (доводилось видеть причисление стилистики Rammstein к хэви-металу, электро-металу и даже индастриалу!) никакого развития и разнообразия на протяжении карьеры артиста не требует. И это относится не только к нашим героям, но и к любой группе, работающей в стиле «новой немецкой тяжести» (NDH / Neue Deutsche Harte), первая главная предтеча которой, теоретически нововолновой дуэт Deutsche Amerikansiche Freundschaft (D.A.F.) еще на заре 80-х успешно сочетал полутанцевальные-полумаршевые ритмы, агрессивные, фактически панковские гитарные партии и немецкоязычный вокал. С пришествием на немецкую сцену хэви- и трэш-метала национальная находка подзабылась, но в самом конце 80-х она оказалась востребована вновь, и все постулаты NDH оказались сформулированы одним махом на безымянном дебютном альбоме весьма успешных и ныне затейников Oomph! (1992) – к тому моменту это трио существовало уже три года. Кстати, дебют Rammstein, альбом «Herzeleid», напрямую наследовал первым двум работам Oomph! – задора в песнях там было тоже хоть отбавляй, разве что тексты описывали не бытовой и общественный абсурд, а вполне серьезные общественно-политические темы. Но сами собой Rammstein стали именно на альбоме «Sensucht» – вся напыщенная серьезность группы, ставшая ее торговой маркой, идет именно оттуда. Новация пришлась публике по вкусу: в общественном представлении группа из Германии и должна быть предельно серьезной.
Вдобавок сам стиль NDH абсолютно самодостаточен и не предусматривает никакого творческого развития коллектива – это справедливо для всех его представителей. Вот и Rammstein никуда особо не развивался, предоставляя слушателю однотипный и несложный маршеобразный материал, лишь слегка различающийся от альбома к альбому по степени тяжести гитарного звучания и не более сложные пиротехнические шоу стадионного размаха. Ни мелодика отдельных номеров, ни аранжировки, ни манера подачи группы за 21 год в общем не изменились, а в последние десять лет все минимальные музыкальные новации уходили в сольный проект фронтмена Тиля Линдеманна Lindemann и сайд-группу гитариста Рихарда Круспе Emigrate. Но успех есть, и новаций не надо, а голос Линдеманна окончательно стал напоминать об исполнителе главной роли Диктатора в крайне политкорректной антиутопии. Но сильнее всего ошарашивает сведение альбома – оно слишком прямолинейно. Причем именно так, как это полагается в современной незатейливой поп-музыке, то есть вокал явно выпирает из инструментальной звуковой панорамы, да и звучание в целом наводит на ориентацию материала на пользователей цифровых загрузок, но никак не физических носителей.
С музыкальной точки зрения светлые пятна в этом океане предсказуемости – дающая сильный уклон в новую волну «Weit weg» с обильной электронной аранжировкой и «Zeig dich», оснащенная хоровыми намеками на оперную помпезность. В остальном же – попробуйте найти то, чего мы не слышали у Rammstein ранее. Все те же танцевально-трансовые клавишные вступления, бит на границе марша и диско и размашистые гитары – кстати, записанные ныне с куда менее устрашающим и массивным звуком, нежели десять лет назад или ранее. Печально, но Rammstein не смогли избежать приспособления теоретически неизменной стилистики NDH к вкусам самых широких слушательских масс, которых на сей раз и особо-то шокировать не удастся – разве только клипом к номеру «Deutschland», однако видеоряд отношения к музыке все же не имеет. Так что спичку на обложке альбома изобразили напрасно и даже как бы с грустной издевкой: определенно, пламя из нее не разгорится.