«Слишком долго мы ждали, когда будет снят байопик, столь точно передавший все взлеты и падения рок-артиста так, как это получилось в фильме "Рокетмен"». Подобного рода отклики именно от британских кинокритиков сообщают нам, что фильм удался в полной мере. Но были бы эксперты столь же довольны, если бы саундтреком к нему стал просто набор в очередной раз ремастированных величайших хитов Сэра Элтона, пусть и из соответствующего исторического промежутка? С саундтреком фильма-байопика группы Queen «Богемская рапсодия» такой подход сработал, но Элтон – куда более британский и, если угодно, имперский по духу артист, нежели все его вообразимые конкуренты, да и аудитория его одними упертыми рокерами никогда не ограничивалась. Нельзя забывать и о том, что главный герой «Рокетмена» – это просто какой-то мифологический герой, безупречно сохранившийся в творческом смысле прямо с тех самых диких и уже подернутых дымкой понятной ностальгии невероятных рок-семидесятых, когда его мировая популярность не уступала таковой у The Beatles десятилетием ранее. Да и кто скажет, что в десятых годах XXI века наш герой пишет песни сильно хуже тех, что удавались ему 40 с лишним лет назад?
Назад пути не было: создается мифологическое впечатление, что продюсер саундтрека Джайлз Мартин (да-да, сын великого Сэра Джорджа Мартина) и исполнитель главной роли Тэрон Эджертон, лично исполнивший практически все песни, вошедшие в фильм, равно как и все участники музыкального творческого процесса, получали секретные указания прямо от начальства не менее мифологического Джеймса Бонда. Само определение «имперская» к современной британской поп- и рок-музыке ныне можно применить крайне редко, но «Rocketman (Music From The Motion Picture)» – именно тот случай, когда, как говорится, Империя наносит ответный удар. Да и вообще, много ли вы помните случаев, чтобы исполнитель главной роли с героем такого масштаба сам отваживался петь всем известные песни, а собственно музыкальный материал оказался бы был переаранжирован не только в соответствии с драматургией кинокартины, но и с учетом того, что представляют из себя современные технологи аранжировки и грамзаписи? В первом случае можно вспомнить о фильмовом саундтреке рок-оперы «Jesus Christ Superstar» (1971), а во втором… Здесь, конечно же, приходит на память условно саундтрековый ремиксовый альбом «LOVE» (2006) с песнями The Beatles для лас-вегасской постановки труппы Cirque du Soleil, над которым вместе со своим отцом трудился и Джайлз Мартин. Конечно, новейший саундтрек не столь радикален, как «LOVE», но если мы представим совсем уж дотошного поклонника Элтона Джона, то без широкомасштабной ловли музыкальных и исполнительских мух дело не обойдется.
Мартин и его команда отлично понимали всю величину возложенной на них ответственности, ведь «Рокетмен» – именно фильм для широкой аудитории, а не узкой прослойки вот таких вечно недовольных меломанов. А раз так – то и в драматургию сценария старые хиты надо было встраивать, и об их соответствующей аранжировке не забывать. Поэтому не удивляет наличие оркестровых партий в ряде пьес, где их в оригинале отродясь не было (пример из ряда вон – «Goodbye Yellow Brick Road») или блюзообразные и, скажем так, очень кинематографичные медленные вступления к быстрым пьесам вроде «Crocodile Rock» и «I’m Still Stаnding». И ничего, что вторая из них – вообще 1983 года, ведь саунд-продюсер и актер, он же певец, подчиняются указаниям режиссера, создающего образ понятного широкому зрителю и слушателю Элтона Джона. Именно того Элтона, с которым такая аудитория как бы заочно знакома по печатным и видеоматериалам СМИ, а также по его песенным сборникам и просто отдельным пьесам. С таким подходом не удивляет нежелание Мартина как продюсера играть в модный ныне и вполне трендовый ретро-рок: фильм «Рокетмен» рассчитан на глобальную аудиторию, которой нет дела ни до трендов в рок-музыке, ни даже до самой рок-музыки. Поэтому и Тэрон Эджертон, хотя и непривычно хорошо вживающийся в вокальный образ достаточно молодого героя, ни в коем случае не хочет своими версиями великих песен затмить оригиналы. Никто ничего под руководством Джайлза Мартина затмевать не будет – этот саундтрек на самом деле является современным переосмыслением песен Элтона именно в том же роде, как альбом «LOVE» был переосмыслением всего песенного каталога The Beatles. Можете проверить самостоятельно – от саундтрека к «Рокетмену» невозможно оторваться даже при прослушивании его в не самом высоком интернет-качестве: мало того, что вы знаете все эти песни, вы имеете шанс открыть их заново. Мартин творит волшебство: а что бы было, если бы главный герой фильма сочинял и записывал эти песни не в 70-е, а прямо сейчас? И остается только догадываться, сколько материалов выйдет в профильных СМИ для саунд-продюсеров и звукорежиссеров по поводу характера звучания этого саундтрека, и сколько интервью с Джайлзом Мартином там будет сделано.
Да, мысль назойлива и, вероятно, несвоевременна, но альбом в целом вызывает ассоциации с творчеством писателя-фантаста Герберта Уэллса, представлявшим будущее Британской Империи как сверкающий дворец из стекла и стали – только Мартин и его коллеги тянут в будущее образ великого имперского поп-рока и добиваются удивительных результатов. И даже если вам не захочется иметь альбом «Rocketman (Music From The Motion Picture)» в своей коллекции или в своем смартфоне целиком, сделайте исключение хотя бы для венчающего его совершенно нового и воистину духоподъемного номера «(I’m Gonna) Love Me Again», выдержанного в крепкой соул-традиции и исполненного дуэтом главного героя и актера, исполняющего его роль. Можно наговорить еще много чего разного про связь времен и поколений, но лучше просто послушать эту песню и порадоваться тому, что в нашу непонятную эпоху еще остались Профессионалы с большой буквы, знающие о подлинном, а не мнимом величии настоящей музыки практически все. И последовательно воплощающие свои знания в жизнь, в том числе и в этот саундтрек.