«Крепкий орешек» (1988)
Трудно поверить, но роль немецкого террориста Ганса Грубера была первой ролью Алана Рикмана в полнометражном кино (до этого актер активно снимался на ТВ). Изначально знаменитой сцены первой встречи Грубера и МакКейна, где террорист притворяется сбежавшим заложником, в сценарии не предполагалось. Однако во время съемок Рикман продемонстрировал идеальное умение менять акцент: он одинаково хорошо справлялся как с немецким, так и с американским произношением, и режиссер Джон МакТирнан буквально на коленках прописал приблизительные слова и действия для их персонажей. На руки актерам он сценарий, впрочем, не дал, лишь объяснив, что и как они должны делать и как себя вести. В итоге вся сцена первой встречи – чистая импровизация актеров, и Рикман здесь являет во всей красе свой актерский талант к перевоплощению, после смены акцента становясь совсем другим персонажем, с совсем другой мимикой и жестами. Надо ли говорить, что в этот момент замешательство Брюса Уиллиса и его персонажа было самым что ни на есть настоящим.
Любопытно, что Ганса Грубера, когда он стреляет из оружия, показывают только средним планом – это все потому, что Алан Рикман, спуская курок и слыша грохот выстрела, каждый раз вздрагивал, а это совсем не к лицу безжалостному международному террористу.
«Робин Гуд: Принц воров» (1991)
Режиссер Кевин Рейнольдс долго уговаривал Алана Рикмана на роль шерифа Ноттингемского. Актеру интересно было попробовать себя в подобной чисто английской полнометражной ленте, но он не хотел следовать сценарию Пена Дэншема (хотя тот и продал его Рейнольдсу за $1,2 млн.). Рикман объяснял это тем, что «сценарный» шериф Ноттингема даже на бумаге не выглядит хоть сколь-нибудь «натурально», а если воплотить его, то получится и вовсе шаблонный нелогичный злодей. Рейнольдс, в итоге, сдался и разрешил Рикману по-своему показать на экране шерифа Ноттингема, разрешив даже импровизировать (хотя тот же Кевин Костнер сверялся со сценарием «от» и «до»). Так в кино появился один из лучших экранных злодеев в истории – жестокий, беспринципный и психопатичный самодур, который, впрочем, способен заворожить своей энергией и «темным» обаянием.
-Слышишь, Локсли! Я вырежу твое сердце обыкновенной ложкой!
-Почему ложкой, кузен? Почему не топором?
-Ложка тупая, болван! Так больнее!
«Догма» (1999)
(Незабываемый момент «Догмы» - первая встреча Метатрона и Вифании Слоун: «И что ты собираешься сделать? Стукнуть меня этой рыбой?»)
Если и есть в фильмографии Алана Рикмана фильм, который можно считать спорным моментом в его карьере, то это «Догма» голливудского хулигана Кевина Смита (три номинации на антипремию «Золотая малина»). Во всяком случае, так считают кинокритики, и, кажется, они попросту не поняли юмора – потому что зрители приняли «Догму» на ура, а избирательный Рикман никогда не принимал участие в проектах, которые вызывали у него хоть какие-то сомнения.
В «Догме» Рикман покоряет небеса – он предстает в роли ангела Метатрона, посланника небес, которому поручено найти пра-пра-пра-…-правнучку Христа, чтобы предотвратить Апокалипсис, который приближают действия двух безответственных ангелов (кстати, их сыграли тогда начинающие, а ныне сверхпопулярные Мэтт Деймон и Бен Аффлек). Метатрон Рикмана получился очень колоритным: со своеобразным – ангельски-черным - чувством юмора, новоизобретенным «небесным» акцентом и неповторимыми ужимками.
Отвечая на вопрос о том, почему же режиссер «Догмы» Кевин Смит пригласил именно Рикмана на роль Метатрона, он ответил: «Все просто. Божественный голос должен быть британским». Однако приглашение Рикмана, тогда уже состоявшегося актера, очень напугало молодых ребят, занятых в картине (которые были преимущественно американцами). Накануне съемок режиссер дал всем установку: «Сделайте так, чтобы не разозлить этого британского чувака Рикмана! Он, в отличие от вас, знает все свои реплики наизусть, даже чужие реплики знает наизусть! Так что только попробуйте запороть съемки, он вас всех уничтожит!» Актеров, после таких наставлений выучивших весь сценарий фильма наизусть, ждало большое разочарование: Алан Рикман оказался веселым, добрым и спокойным «чуваком». Правда, весь сценарий он действительно знал наизусть.
«В поисках галактики» (1999)
Сейчас полузабытый, но некогда очень известный фильм «В поисках галактики» пародирует популярные «космические» ленты того времени – от «Чужого» до «Звездного пути». Главные герои фильма – актеры, которые когда-то снимались в сериале о приключениях героической команды звездолета «Протектор». Однако сериал закрыли, и теперь им, пленникам одной роли, не остается ничего, кроме как, вспоминая прежнюю карьеру, разъезжать в гриме по стране, раздавая автографы и выслушивая от поклонников дифирамбы. Но однажды случается так, что на актеров выходит инопланетная раса, которой грозит истребление. Оказывается, за пределами Земли телевизионную команду «Протектора» воспринимают как реальных героев вселенского масштаба, и инопланетянам невдомек, что актеры имеют опыт спасения цивилизации только в рамках телевизионной студии…
Алан Рикман играет в этой комедии сэра Александра Дэйна, который, в свою очередь, играет фиолетовоголового инопланетянина доктора Лазаруса с планеты Тев’Мек. Герой Рикмана уже давно бы ушел от надоевшей ему до смерти роли Лазаруса к любимым шекспировским ролям в театре, но беда в том, что роль инопланетянина «приклеилась» к нему, и без фиолетового парика его уже никто не воспринимает серьезно. Рикман сделал своего персонажа по-настоящему карикатурно-шекспировским: все его жесты и фразы действительно выглядят и звучат так, будто в следующий момент этот «инопланетянин» в резиновом парике разразится монологом «Быть или не быть», причем с таким видом, словно он сам Шекспир.
«Во имя молота Граптора, во имя сынов Варвана, ты будешь отмщен!»
«Распутин» (1996)
Вольная интерпретация образа (и роли в свершении революции) Григория Распутина британским телеканалом BBC получилась мощной, хотя она и далека от реальной семьи Романовых, а историческими реалиями сценаристы и вовсе пренебрегли. Однако Алан Рикман здесь проник в самую суть «загадочной русской души»: невозможно подумать, что этот бородатый, одетый в красную рубаху мужик на самом деле англичанин, да еще и, когда не воспроизводит русский акцент, обладает одним из самых красивых голосов в кино. Распутин Алана Рикмана, хотя и является резко отрицательным героем, но он - герой сильный, верящий в свои способности, верящий в свое призвание, в свою богоизбранность. Глядя на этого Распутина начинаешь понимать, как он влиял на людей и каким образом действительно мог повлиять на судьбу Российской империи. Любопытно также, что съемки сериала проходили в Санкт-Петербурге, а в роли императора Николая II в «Распутине» снялся актер Иэн Маккеллен, которого все мы знаем как Гендальфа из «Властелина колец» и «Хоббита».
Комментируя своего персонажа, Алан Рикман сказал: «Если бы Распутин жил бы сейчас, у него была бы своя процветающая клиника на Харлей-стрит» (улица в Лондоне, где расположены самые престижные лечебные заведения). О самой же России Рикман отзывался очень тепло, особенно отмечая, что люди здесь обладают «редким душевным теплом и благородством».
«Реальная любовь» (2003)
«Реальная любовь» вскоре после своего выхода в 2003 году завоевала любовь зрителей по всему миру и славу одной из лучших британских рождественских комедий. Отображенные в ней истории любви – самые разные: счастливые, несчастливые, забавные, грустные, необъяснимые, неравные... Но все они складываются в большой жизнеутверждающий фильм-пазл, который после каждого просмотра оставляет теплые чувства.
В «Реальной любви» Рикман играет отца семейства, который, с одной стороны, очень любит свою семью и супругу, с которой прожил не один десяток лет, но, с другой стороны, чувствует привязанность к молоденькой секретарше, и вынужден бороться сам с собой и со своими чувствами. Один из самых ярких моментов фильма – сцена, разыгранная Аланом Рикманом и Роуэном Аткинсоном в ювелирном магазине, когда герой Рикмана собирается втайне от жены купить колье для своей секретарши.
«Суини Тодд: Демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)
Мюзикл в лучших традициях Тима Бертона: мрачный и атмосферный, со сгущенными красками и резкими контрастами. Актеров режиссер подобрал идеально: Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер, Алан Рикман, даже Саша Барон Коэн – все они заняли свои места в этой картине, и, покорив сердца зрителей, картина понравилась даже скептически относящимся к современным мюзиклам критикам, получив при этом 10 премий «Тони» и 2 «Золотых глобуса».
Алан Рикман в «Суини Тодде» предстает главным антигероем – судьей Терпином, некогда отправившего парикмахера Бенджамина Баркера в тюрьму, чтобы овладеть его красавицей-супругой. Когда же срок заключения Баркера подошел к концу, он взял псевдоним Суини Тодд и, орудуя парикмахерскими лезвиями, отправлял на тот свет всех, кто был повинен в его заключении, больше всего желая однажды сделать последнюю в жизни стрижку судье Терпину. И хотя еще вопрос, кто из этих двоих больший злодей, можно с уверенностью сказать, что судья в исполнении Рикмана – более чем достойный персонажа Деппа антигерой, и история демона-парикмахера не была бы столь впечатляющей и пугающей, будь Терпин хоть чуть-чуть другим.
«Разум и чувства» (1995)
Казалось бы, утвердившись в отрицательных ролях, Алан Рикман вдруг появился на экране в совершенно ином образе правильного и благородного героя – и справился с этим прекрасно. В экранизации романа «Разум и чувства» Джейн Остин, адаптацией которого пять лет занималась актриса Эмма Томпсон, Алану Рикману предложили сыграть роль истинного английского джентльмена - полковника Брэндона, влюбленного в юную Марианну, за которой в то же время ухаживает молодой ловелас-интриган Джон Уиллоуби. Несмотря на то, что у фильма был достаточно звездный состав – сама Эмма Томпсон, Хью Грант, Кейт Уинслет, - и персонажу Рикмана осталось совсем немного времени на экране, Брэндон в его исполнении получился настолько сильной и магнетической фигурой, что у зрителей никогда язык не повернется назвать его второстепенным персонажем, а Британская киноакадемия вручила ему премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана.
Одна из самых сильных сцен фильма – та, где полковник Брэндон смотрит, как юная Марианна играет на фортепиано и поет. Сдержанный и благородный, Брэндон может только лишь взглядом выразить всю глубину своей любви к Марианне – и то, как Алан Рикман сыграл это, заслуживает восхищения.
Франшиза «Гарри Поттер» (2001 – 2011)
Изначально Крис Коламбус хотел взять на роль Северуса Снейпа молодого актера, который был бы ровесником экранных мамы и папы Гарри Поттера, но в кастинг вмешалась сама Джоан Роулинг. Она настояла на том, что только Алан Рикман сможет раскрыть образ Северуса, понять все полутона характера этого персонажа и плавно перейти из антигероев в герои (ведь только Роулинг тогда знала, какое у Снейпа истинное предназначение в судьбе Гарри Поттера). После того, как Рикман прошел кастинг и получил похвалы за свой запоминающийся голос (еще бы), его утвердили на роль, и Джоан Роулинг, как она рассказала поклонникам франшизы уже после смерти актера, открыла ему главный секрет его персонажа. Это было слово «Всегда». Снейп всегда любил Лили Поттер, всегда оберегал ее единственного сына, всегда чувствовал привязанность к Гарри Поттеру.
Зрители, волей-неволей симпатизировавшие таинственному персонажу в исполнении Рикмана, чувствовали какой-то подвох в отношении Снейпа, догадывались, что его роль больше, чем простой служка Темного Лорда. И потому сцена в фильме, где Снейп признается, что всегда оберегал Гарри Поттера, а теперь с горечью узнает, что его растили «на убой», получилась у Рикмана настолько сильной и пронзительной, что невольно замечаешь, что не видишь перед собой актера – это настоящий Северус Снейп, и он, глядя невидящими, полными отчаяния глазами на Дамблдора, только что узнал, что мальчика, которого он втайне любил, как собственного сына, должны убить ради победы над Волан-де-Мортом. Все, как и говорил Алан Рикман: «На экране сила актерской игры концентрируется во взгляде».
За свою жизнь Алан Рикман принял участие в более чем 60 фильмах, снял две собственные картины – «Зимний гость» (1997) и «Версальский роман» (2014), к которым также сам написал сценарии. Рикман хотел и дальше работать как режиссер – он считал, что современным зрителям очень не хватает качественных исторических картин, поставленных по литературным первоисточникам, которые бы помогали им понимать и любить историю и искусство. Из своих ролей же Алан Рикман больше всего любил именно Северуса Снейпа, и надеялся, что в 80 лет, когда он уйдет на заслуженную пенсию, он будет читать «Гарри Поттера» и вспоминать об одной из самых захватывающих постановок в его жизни, над которой он работал в течение десяти лет.
«Когда мне будет 80 лет, и я буду сидеть в своем кресле-качалке, я буду читать "Гарри Поттера". И моя семья спросит меня: "После стольких лет?", и я отвечу: "Всегда"».
Алан Рикман