С музыкальной лентой «За мечтой» в режиссуре дебютировал британский актер Макс Мингелла, известный по сериалу «Рассказ служанки». Это очередная вариация на тему «Золушки», где сюжет про добивающуюся успеха молодую певицу оказывается вторичным по отношению к эффектным музыкальным номерам.
Англия, остров Уайт. Мечтательная старшеклассница Вайолет (Эль Фаннинг) живет с мамой (Агнешка Гроховска) на ферме. До учебы красавица-аутсайдер (Вайолет из семьи бедных польских иммигрантов и не пользуется популярностью в школе) слушает музыку в «Айподе», доит козу и молится перед завтраком. Она не сильно заботится о своем внешнем виде, но треники и олимпийки на ней выглядят как одежда от-кутюр (в фильме даже есть намеренно затянутая сцена, когда Вайолет идет в красном спортивном костюме по коридору, будто по подиуму). В свободное от занятий время она работает продавщицей на рынке и официанткой в боулинге. Справиться со всеми жизненными тяготами девушке помогает пение: иногда она выступает в местном баре, где ее слушают полтора нетрезвых человека. Одним из таких слушателей оказывается Влад (Златко Бурич) – косматый алкоголик и бывший оперный певец, приехавший в Англию с Балканского полуострова. А потом с Вайолет случается телешоу талантов «Teen spirit» (что-то вроде «The X Factor» или «Голоса»), и ее жизнь кардинальным образом меняется.
Может сложиться впечатление, что «За мечтой» – это суровое остросоциальное кино о нелегкой жизни иммигрантов в английской глубинке. Однако на самом деле эта тема – последнее, о чем хотел бы поговорить Макс Мингелла в своем дебютном фильме. Хотя отец Макса – оскароносный Энтони Мингелла, снявший «Английского пациента» и «Талантливого мистера Рипли» – и является потомком иммигрантов (правда, не из Польши, а из Италии) с острова Уайт, а мать, Каролин Чоа, приехала в Великобританию из Гонконга, Мингелла-младший абсолютно не понимает, как можно выигрышно подать или обыграть инаковость Вайолет и Влада. Бурич ему нужен только для того, чтобы говорить с сильным акцентом, а «польскость» героини ограничивается парой фраз, сказанных на иностранном языке и пением в католическом хоре. С одной стороны, хорошо, что режиссер почти обошелся без восточноевропейской «клюквы», а с другой – с тем же успехом герои могли бы быть обычными англичанами «из низов», и история при этом осталась бы точно такой же.
«За мечтой» продолжает наметившуюся в последние годы тенденцию режиссерских дебютов от известных 30-летних актеров. Однако все-таки не получится сказать, что Мингелла пошел по стопам Пола Дано, Греты Гервиг и Джоны Хилла и сделал личный фильм, в центре которого была бы сложная история взросления подростка. Гораздо ближе его дебютная работа оказалась к фильму «Звезда родилась» Брэдли Купера, где героиня Леди Гаги проходит тернистый путь от официантки и певицы в баре до поп-дивы, получающей «Грэмми». Вайолет тоже удается взобраться на одну из ступенек музыкального Олимпа, но ее восхождение – это не череда взлетов и падений и не американские горки, а еле-еле волнистая, практически прямая линия. Кажется, что вот сейчас Вайолет проснется и будет вынуждена спуститься с небес на землю, продолжит доить коз и продавать куриные яйца на рынке, или совершит непоправимую ошибку, но нет. Только намечается хоть какой-нибудь конфликт, так режиссер сразу же спешит его ослабить. Детско-родительские отношения, конфликт наставника и ученика, изнанка шоу-бизнеса, проблемы пубертата – все это будет дано впроброс, не то чтобы скомкано, а как-то очень поверхностно. История Вайолет лишена эмоционального напряжения. Зрители, может, и готовы переживать за нее, но режиссер просто лишает их этой возможности.
При этом нельзя сказать, что «За мечтой» – это провал, что кино не получилось. Главная заслуга Мингеллы в том, что он доверил главную роль Эль Фаннинг и вместе с прекрасным оператором Отем Дюральд сделал все, чтобы она максимально эффектно смотрелась в кадре. Вслед за Николасом Виндингом Рефном, доказавшем в «Неоновом демоне», что можно бесконечно смотреть на огонь, воду и Эль Фаннинг в неоновом свете, Мингелла еще раз подтверждает это. «За мечтой» полностью строится на зашкаливающем магнетизме Фаннинг. Она настолько здесь хороша, что заставляет забыть обо всех несовершенствах ленты. То, что Фаннинг неплохо умеет петь, мы уже знали – в фильме Джона Кэмерона Митчелла «Как общаться с девушками на вечеринках» она была бунтующей инопланетянкой и зажигала под панк-рок. Здесь же она предстает в образе эдакой Золушки от поп-музыки, которая самозабвенно исполняет песни Sigrid, Элли Голдинг и Robyn, и оказывается на голову выше своих конкурентов не благодаря выдающемуся вокалу, а потому, что обладает удивительной энергетикой, которую нельзя вырастить на «фабриках звезд».
«За мечтой» – это довольно наивное, но красиво снятое кино, которое худо-бедно выезжает за счет отлично подобранного саундтрека и актерской игры Эль Фаннинг. И вообще, лента больше похожа на серию музыкальных клипов, нежели на полноценный фильм. К сожалению, клипмейкер из Макса Мингеллы вышел куда лучше, чем рассказчик. Возможно, ему стоило взять пример с того же Рефна, который, судя по всему, сильно его вдохновляет, и пригласить в команду проекта парочку сценаристов, а не полагаться только на свои силы.