Киновселенная «Заклятие» Джеймса Вана продолжает активно расширяться, укрепляя свои позиции в современном кинематографе. Вот и пришло время очередного «потенциального хита» – 27 июня в прокат выходит хоррор «Проклятие Аннабель 3». После оглашения синопсиса, согласно которому «одержимая кукла пробуждает злых духов комнаты артефактов», зрители готовились к насыщенному и эпичному фильму, который стал бы запоминающимся завершением трилогии. Однако что-то здесь пошло не так, хотя и в целом у проекта есть свои сильные стороны.
Третья глава «веселых» приключений куклы Аннабель сама по себе довольно уникальна, поскольку она больше показывает зрителям оборотную сторону жизни супругов Эда и Лоррейн Уорренов (Патрик Уилсон и Вера Фармига). Фильм не только ближе знакомит нас с этой семьей, но и дает заглянуть в главную «достопримечательность» их дома – ту самую комнату с артефактами.
По сюжету Эд и Лоррейн забирают себе проклятую куклу и отвозят домой, чтобы освятить ее и оставить под защитным стеклом в упомянутой комнате. Однако в один прекрасный день супругам приходится уехать по делам, их дочь Джуди (Маккенна Грейс) остается под присмотром няни Мэри (Мэдисон Айсмен). Накануне отъезда Уореннов о них пишут в местной газете, что сильно интересует – по определенным причинам – подругу няни Даниэлу (Кэти Сариф). Она напрашивается в гости в отсутствие хозяев.
По законам жанра любопытная девушка пробирается в ту самую комнату, и, судя по всему, ей в этом помогают жаждущие вырваться на свободу силы зла. Все клишевые и рискованно глупые решения героини логично объясняются, и это идет в плюс фильму. Самая коварная обитательница этой «сокровищницы», Аннабель, хитрым образом заставляет Даниэлу ее освободить. Зло больше не взаперти.
В «Проклятии Аннабель 3» будто бы взяли классический сюжет незатейливой романтической подростковой комедии и поместили его в хоррор-среду. Благодаря этому появляется ранее не свойственное серии ощущение легкости и дух приключенческой авантюры. Такая структура сюжета становится новым опытом для франшизы, и это говорит о стремлении команды проекта развиваться и пробовать разные подходы.
В историю интересно вписана тема «школьного изгоя» в лице Джуди, и этот подход оказался очень уместным, особенно если принимать во внимание неоднозначное отношение общества к Уорренам. Нам показали несколько любопытных сцен с реакцией девочки на проблемные ситуации в школе, а заодно и с раскрытием унаследованных от матери способностей. Схема в подаче этой арки классическая, без психологических усложнений для эмоциональной глубины и с вполне предсказуемой, но милой развязкой. Задачу показать ребенка, который обладает даром связываться с потусторонним миром, но при этом хочет завести друзей и быть хоть немножко «как все», юная Маккенна Грейс выполнила хорошо и с трогательным очарованием. Все это в совокупности иллюстрирует одну из главных тем фильма – как Джуди справляется с тем, как другие воспринимают деятельность ее родителей. А это аккуратно поднимает вопрос о «не таких детях» и их социальной жизни.
Заключительная часть трилогии должна была получиться достаточно мощной, поскольку в мир людей вырвались множество жутких призраков, и каждый со своей историей. За новыми образами было действительно интересно наблюдать, каждый дух с соответствующим артефактом чем-то характерен, «знакомство» с ними – незабываемый опыт. Но все же предполагаемый хаос ощущается лишь точечно и дается зрителю «в малых дозах». К просмотру «Проклятия плачущей» мы подходили с некоторым «снисхождением», так как это камерный побочный проект без претензий на какие-либо вершины. Однако трилогия об Аннабель – это уже полноценная франшиза внутри другого киногиганта, поэтому и ставки, и риски высоки.
В свое время «Зарождение зла» стало настоящим «взрывом мозга». Тягаться с ним по уровню (в рамках вселенной «Заклятия») может разве что «Проклятие монахини». Жуткую историю происхождения куклы можно назвать по-настоящему мощной хотя бы из-за той самой сцены чаепития. Однако, сравнивая третью «Аннабель» со второй, налицо некоторая «простота» нового фильма. Тревоги как таковой на протяжении всего хронометража почти не чувствуешь, разве что при первом появлении призрака невесты и во время непродолжительной финальной битвы (причем развязка далеко не самая впечатляющая). Все твисты кажутся какими-то осторожными, не «дожатыми» до необходимого предела. Скримеры – любопытны, но дух не захватывают и свежести картине не придают. Все, что происходит на экране, – страшно сказать – ожидаемо, отчего и уникальности в фильме минимум. Интрига, которой славились первые части, здесь тоже почти отсутствует.
Однако, как бы просто не смотрелся новый фильм, у его есть сильные стороны, которые не дадут назвать проект «проходным» (хотя от участи «аутсайдера» киновселенной его, кажется, ничто не спасет). Чем действительно цепляет «Проклятие Аннабель 3», так это своей художественной стороной. Пусть сюжет суховат, а подача местами «пресная», но картина снята и «озвучена» действительно хорошо. Волшебная операторская работа позволяет проникнуть в каждый уголок дома Уореннов и затем закружиться в вихре событий. Крупные планы и построение композиций радуют глаз. Полностью погрузиться в происходящее позволяет и тщательно выверенный звук: жуткий топот, восхитительное дребезжание стекла, красивый саундтрек. Благодаря этому фильм оживает.
Лентой «Проклятие Аннабель 3» режиссерский дебют отметил Гари Доберман – вероятно, отсюда и такая до неловкости «скромная» подача. Джеймс Ван (выступает, кстати, продюсером и со-сценаристом) не может постоянно держать все под контролем, так что вполне ожидаемо, что где-нибудь да пошли бы трещины. Нельзя сказать, что Доберман новичок в хоррорах – среди проектов с его участием, в частности, недавний сериал «Болотная тварь» и дилогия «Оно» Андреса Мускетти, также он выступал сценаристом в «Зарождении зла» и «Проклятии Аннабель». Тем не менее, несмотря на такой опыт в сфере ужасов, Доберман выдал просто «сносный» хоррор, но не более.
Хоррор «Проклятие Аннабель 3» – это «мягкое», ни к чему не обязывающее и все же приятное завершение греющей душу хоррор-трилогии, но совсем без претензий на «новые высоты». Выбранное направление внесло в серию забавный и легкий юмор, а также неловко-приятную подростковую романтику. Это и многое другое, включая прекрасную игру Веры Фармиги, Патрика Уилсона и Маккенны Грейс, сделало фильм теплым и по-своему уютным. Самое то для веселого времяпровождения любителям хорроров. Может быть, после череды эпичных, драматических и полных готики лент и должна была «случиться» эта пижамная вечеринка в духе 70-х с призраками и демонами, которая разбавила бы обстановку и добавила юности и летнего настроения франшизе? Аннабель решила как следует повеселиться в честь завершения трилогии, но мы будем ее ждать и в будущих главах киновселенной «Заклятия».