​«Однажды в… Голливуде»: Ностальгирующий Тарантино

Каким получился долгожданный 9-й фильм режиссера.

Квентин Тарантино настаивает, что «закончит с кинематографом» после того, как снимет десять полнометражных фильмов. В том числе поэтому каждую новую работу режиссера и кинообозреватели, и обычные зрители ожидают с особым нетерпением. В своем новом фильме, комедии «Однажды в… Голливуде», Тарантино, вплетая в сюжет реальных представителей кинематографа и создавая вымышленных персонажей «по мотивам» известных личностей времен его юности, рассказывает историю людей из индустрии, когда-то раз и навсегда укравшей его сердце и мысли.

Фильм «Однажды в… Голливуде» повествует о в прошлом звездном актере сериальных вестернов Рике Далтоне, который приближается к закату своей карьеры, а также о его верном помощнике – каскадере Клиффе Буте. Первый отчаянно пытается не кануть в Лету, судорожно хватаясь за не самые привлекательные роли, второй же покорно плывет по течению жизни…

По сути, на этом все. Параллельно, конечно, выдуманные персонажи пересекаются с участниками реальной секты Чарльза Мэнсона, а также с трагически известной актрисой Шэрон Тейт – супругой легендарного режиссера Романа Полански. Но все это, скорее, второстепенные линии, которые в той или иной степени влияют на основную. Своей новой картиной отъявленный киноман Квентин Тарантино в первую очередь со свойственным ему юмором и без особого пафоса воспевает взрастивший его Голливуд. Тот Голливуд, чье время давно ушло. Символично, что делает это Тарантино именно сейчас, когда Голливуд переживает очередное перерождение с появлением ряда стриминговых платформ и постепенной эволюцией понятия «кинозвезда». Автор совмещает реальность и выдумку, где-то упоминая настоящие события и произведения, немного играя с ними, а где-то демонстрируя съемки выдуманных им специально для «Однажды в… Голливуде» фильмов и сериалов по мотивам тех ТВ-шоу и кинолент, которые в свое время его так трогали и вдохновляли.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Не менее символично и то, что главных героев исполняют одни из тех самых кинозвезд «предыдущей» волны. Леонардо ДиКаприо играет роль теряющего былые блеск и славу актера Рика Далтона, а Брэд Питт – его верного «оруженосца» Клиффа Бута. Третьим по количеству экранного времени персонажем в фильме стала героиня Марго Робби – Шэрон Тейт, которая большинству современных ценителей кино известна в первую очередь по печальным событиям, связанным с сектой «Семья» Чарльза Мэнсона. Оба ведущих актера прекрасны в своих ролях. Но, как ни странно, чуть интереснее прописан все же персонаж Брэда Питта. При всем обаянии героя ДиКаприо именно Клифф Бут Питта получил более сочный сценарный материал. Этим героем Тарантино отдает дань уважения каскадерам – бойцам невидимого фронта, остающимся в тени славы актеров. К слову, это не касается фильмов самого Тарантино, ведь каскадер Зои Белл, выступавшая дублером Умы Турман в дилогии «Убить Билла», получила от Тарантино первую свою большую актерскую работу в ленте «Доказательство смерти». В картине «Однажды в… Голливуде» она, к слову, тоже засветилась.

Тарантино не просто на волне ностальгии рассказывает историю о Голливуде и его обитателях. На примере своих персонажей он очеловечивает небожителей киношного Олимпа. Звезды в «Однажды в… Голливуде» показаны максимально приземленными и ранимыми. Они хотят быть востребованными не столько ради собственного эго, сколько из-за необходимости быть кому-то нужными. Их до глубины души трогает зрительская реакция на их работу. Они подвержены меланхолии, их одолевают приступы неуверенности в себе, и поэтому зрителю так легко понять этих персонажей и найти с ними что-то вроде «общего языка».

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Однако за легкой и притягательной атмосферой новой картины Тарантино, пропитанной обаянием и мощным ностальгическим настроением, в которых легко можно раствориться, все-таки скрывается ряд не очень-то приятных нюансов. Тарантино недаром в последние три десятилетия снискал мировую славу благодаря своему выразительному и четкому режиссерскому и авторскому стилю, который в ленте «Однажды в… Голливуде» проявляется в значительно меньшей степени, чем в лучших работах мэтра.

Если ведущие действующие лица истории не вызывают особых претензий, то второстепенные персонажи откровенно уступают ярчайшим героям второго плана из большинства фильмов Тарантино. Почти все они в «Однажды в… Голливуде» одномерные и совсем необязательные. Даже героиня Марго Робби, которая постоянно мелькает на постерах и других рекламных материалах картины, в фильме получилась откровенно «вторичной» для истории. Робби почти не предоставляется возможности проявить актерский талант. Здесь ей выделяется роль даже чуть глуповатой куколки, приковывающей внимание исключительно внешностью и тем бэкграундом, который настоящая Шэрон Тейт имеет в сознании зрителей. Чтобы не разглашать подробности сюжета, просто предупрежу: не ждите особого погружения в мотивы и «философию» секты Мэнсона. Картина Тарантино совсем не об этом. И тут нельзя не отметить, как режиссер хитро играет со зрительскими ожиданиями.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Лента удерживает внимание на протяжении всего хронометража, но «Однажды в… Голливуде», пожалуй, – одна из самых неровных в плане нарратива картин Тарантино. Тут, например, и проседающая время от времени динамика событий, и ближе к финалу внезапно начинающий разжевывать почти все происходящее на экране закадровый голос рассказчика. Более того, картина в еще большей степени, чем многие другие фильмы Тарантино, разбивается эпизодичностью событий, временами связанных между собой лишь наличием ведущих действующих лиц.

Уже трейлеры к «Однажды в… Голливуде» намекали на то, что с жестокостью в фильме все довольно спокойно. Насилие никогда не было самоцелью фильмов Тарантино, а выступало художественным приемом, с которым он обращался восхитительно ловко. Здесь же оно присутствует, но в крайне небольших по меркам его фильмов дозах и становится менее выразительным в художественном плане. В том числе по вине того, что лента «Однажды в… Голливуде» почти лишена истинного напряжения, того самого концентрированного напряжения, которое сочится в фильмах Тарантино из, казалось бы, непринужденных диалогов, поступков персонажей, нагнетаемого саспенса и даже окружения, будь то плантации рабовладельца или ветхий заснеженный дом у черта на рогах. Здесь же напряжение создается благодаря тому, что зритель (хотя, возможно, и не каждый) владеет информацией о том, что случилось в реальности с Шэрон Тейт и при чем тут секта Мэнсона, и подсознательно в течение всего хронометража находится в состоянии ожидания развязки. Без этого знания накал был бы и того меньше. Поэтому новую картину Тарантино хочется назвать в первую очередь забавной комедией, а не комедийной драмой и тем более не комедийным триллером.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Фильм «Однажды в… Голливуде» не получится поставить на первые строчки в списке лучших работ Тарантино, но эта картина, пожалуй, – самое личное произведение мастера. В ней легко теряешься, отдаваясь течению ностальгического порыва мэтра, узнавая те или иные прямые и косвенные отсылки к произведениям и событиям прошлого и любуясь чудесными перформансами ДиКаприо и Питта. За всем этим легко можно упустить отсутствие многих ни с чем несравнимых составляющих классического кино Квентина Тарантино. Кино, за которое многие, в том числе я, его так горячо полюбили.

Читайте также