​«Министерство неджентльменских дел»: Бесславный боевик Гая Ричи

Новому фильму Ричи не избежать сравнений с культовой картиной Квентина Тарантино – и они не в его пользу.

Прославленный британский режиссер Гай Ричи этой весной выпустил сразу два проекта. Вслед за добротным криминальным сериалом «Джентльмены» в начале мая вышел его новый боевик – военный экшен «Министерство неджентльменских дел». Актерский состав звездный: Генри Кавилл, Алан Ричсон, Эйса Гонсалес, Тиль Швайгер и другие известные актеры. Основой для сценария послужила книга «Министерство неджентльменской войны: Как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции» (2014) Дэмиена Льюиса о реальной секретной операции британцев, проведенной в 1941 году.

События фильма «Министерство неджентльменских дел» разворачиваются в разгар Второй мировой войны (1939-1945), когда Великобритания оказывается перед угрозой захвата нацистами. Британский бригадир Колин Габбинс (Кэри Элвес) при неофициальной поддержке премьер-министра страны Уинстона Черчилля (Рори Киннир) создает оперативную группу. Их цель – провернуть рискованную секретную операцию втайне от врага и собственной армии, дабы нанести серьезный удар противнику, затопив стратегически важную для него подводную водку. Миссию поручают агенту Гасу Марчу-Филлипсу (Кавилл), и тот для ее выполнения собирает собственную команду.

Кадр из фильма «Министерство неджентльменских дел» (2024)


У «Министерства неджентльменских дел» так много точек соприкосновения с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, что не сравнить эти фильмы просто невозможно – да и, в общем-то, даже неправильно. Существование великолепной картины Тарантино становится для новой работы Ричи критической проблемой. Оба фильма рассказывают о дерзких отрядах, которые ловко расправляются с нацистами, прибегая к хитрым и безжалостным приемам, и попутно выполняют сложные операции. Жестокие сцены расправы, штрихи черного юмора, на первый взгляд схожие характеры персонажей – лишь часть черт, объединяющих картины. При этом уровень исполнения схожих элементов в них несопоставим.

И в «Министерстве неджентльменских дел», и в «Бесславных ублюдках» главные герои проворачивают сложные операции прямо под носом у нацистов, то играя с врагом в кошки-мышки, то вступая с ним в открытую конфронтацию. Однако Гай Ричи предлагает примитивно обставленную историю, лишенную мастерски прописанных и сколь-нибудь находчивых деталей. В «Министерстве неджентльменских дел» нет ярких и запоминающихся сцен, которые бы запечатлевали и раскрывали объемные образы персонажей – в то время как картина Тарантино этим буквально наполнена. Герои Ричи выглядят заурядными карикатурными зарисовками – ни глубины, ни умелой гиперболизации характеров.

При сопоставлении героев и злодеев фильмов Тарантино и Ричи становится совсем грустно. Особенно показательно сравнение местного антагониста – командира СС Генриха Люра в исполнении Тиля Швайгера, с гениальным злодеем Кристофа Вальца – штандартенфюрером Гансом Ландой. На словах Люр представляется опасным и хитроумным противником, который даже получает удовольствие от насилия. На деле он никак себя не показывает, лишь время от времени бросаясь не очень-то находчивыми репликами. Люр – рядовой злодей из проходных фильмов о Второй мировой войне. Только благодаря игре талантливого актера антагонист не скатывается в абсолютную посредственность. На фоне комплексного, выверенного образа интеллектуала Ланды персонаж Швайгера выглядит просто беззубо.

Кадр из фильма «Министерство неджентльменских дел» (2024)


Все герои «Министерства неджентльменских дел» Ричи напоминают топорную зарисовку «по мотивам» фильма Тарантино. В них узнаются схожие характеристики, но хлестко, эффектно и при этом эффективно раскрыть их у авторов «Министерства» не получается. Конечно, наблюдать за статным Генри Кавиллом или обворожительной Эйсой Гонсалес приятно, однако этого мало для положительной оценки проработки персонажей.

Разочарование вызывает не только содержание, но и форма картины «Министерство неджентльменских дел». Гай Ричи известен своими фирменными киноприемами – за что, в частности, его и полюбили зрители, – однако в «Министерстве» они сведены к минимуму. При этом Ричи не предлагает новых ярких стилистических решений, выдавая довольно безликий боевик. Ко всему прочему, фильм Ричи даже не может похвастаться обилием крепко поставленного зрелищного экшена – так что на громкий и захватывающий аттракцион зрителям рассчитывать тоже не стоит.

Выбирая тему для фильма, Гай Ричи должен был понимать, что сравнений с классическим фильмом Тарантино ему не избежать. Увы: британский кинематографист «рискнул» и в итоге выдал посредственный и безликий по меркам собственного творчества боевичок, в котором группа известных актеров разыгрывает скупо прописанный спектакль на военную тематику. Возможно, сними «Министерство неджентльменских дел» какой-нибудь режиссер «без претензий», все было бы не так печально. Но для Гая Ричи «Министерство» – очередная демонстрация творческого регресса. Пора британцу серьезно задуматься о качестве своих проектов, а не об их количестве.

Читайте также